НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА 

Продолжим заголовок, частично позаимствованный из цитаты классиков. Это братья Стругацкие выразились: «Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Но мы же с вами, земляки, не фантасты, нам интересно везде. Заболотье, представленное исключительно одними зимниками, даст фору насчет путевых приключений любым городам и весям. А вообще в плане автомагистралей Тюменская область, конечно, не впереди планеты всей, но одна из лучших в России. Это подчеркнул побывавший на днях в наших краях руководитель Росавтодора Роман Старовойт. А ведь можно сделать еще лучше. Об этом и поговорим. 

Татарская девушка, дочь моего старого друга Вариса Абайдуллина, вышла замуж за немца и теперь на ПМЖ в Дюссельдорфе. Папа съездил к ней в гости. Чадо устроило экскурсию в Париж. Вот лапидарный отзыв друга: 

– Ну, по чистоте мы пока что проигрываем Дюссельдорфу, а вот то, что Тюмень на порядок чище Парижа – это стопудово. 

Я, автор сих строк, живу на окраине областной столицы. Каждое утро механизаторы из ДРСУ-7 акционерного общества «ТОДЭП» проводят влажную уборку: большая техника чистит проезжую часть, малая – тротуары. Коллективом правит Руслан Миннуллин. Потомственный дорожник. Отец, Наиль Булатович, ветеран отрасли, «хозяин» асфальто-бетонного завода в ДРСУ-1. Парень окончил ТюмГАСУ, защитил диссертацию. Кандидат экономических наук, поставленный директором в самое отстающее предприятие, в кратчайшие сроки вывел его в передовые. Был назначен заместителем генерального директора холдинга. Однако запросился в линейное подразделение. 

И когда только Руслан отдыхает, ведь его люди занимаются не только уборкой. Главное – реконструкция УДС, улично-дорожной сети столицы области, чем принято заниматься исключительно ночью. И днем хлопот не оберешься. Похоже, спорт помогает: мини-футбол, волейбол, настольный теннис… 

Тему обобщаем с заместителем генерального директора АО «ТОДЭП» Алексеем Павловым – мы оба члены рабочей группы проекта «Безопасные дороги Тюменской области», автор к тому же состоит в общественном совете этого института. Вам слово, Алексей Николаевич: 

– В рамках проекта «Безопасные дороги Тюменской области» провели текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 254,7 километра. Обновили 22 километра участков региональных дорог и трех мостов на них, а также отремонтировали 91,5 километра автодорог и двух мостов. Ввели в строй вторую очередь моста через реку Тобол на 123-м километре автодороги Тюмень–Ханты-Мансийск. 

– Что касается автомагистралей: в основном, вижу, это ШПО – шероховатая поверхностная обработка. Сморится благородно. 

– В последнее время пришлось отказаться от ШПО. При этом методе из-под колес машин вылетают камушки, порой повреждают лобовые стекла следующих транспортных средств. К тому же ШПО требует стабильно высокой температуры окружающего воздуха, а у нас знаете как: с утра жарко, к вечеру хоть в шубу заворачивайся. В настоящий момент с полотна снимаем отработавший, изношенный слой. Затем укладываем пять сантиметров нового. Материал используем прочный. И тоже смотрится благородно. К тому же экономично. Коэффициент сцепления довольно высокий, так что замена одного метода другим на безопасности дорожного движения не сказывается. 

– Повторюсь: не так давно телеканал «Россия-24» провел рейд по городам Отечества – проверяли качество дорог. Тюмень с оценкой 4,75 оставила далеко позади другие города с их «тройками». Кстати, о лидерстве тюменских дорожников объявлено накануне их нынешнего профессионального праздника. Операторам, чувствую, понравились наши автомагистрали в «прикиде» ЩМА-20. Щебеночно-мастичный асфальтобетон изобрели и стали применять в Германии в 60-е годы прошлого века. В Западную Сибирь прогрессивный материал дошел в 2004 году – ЩМА пустил в дело «Мостострой-11» при возведении моста «Красный Дракон» в Ханты-Мансийске. Отстаем. Хотим, чтобы нашим дорожникам ставили исключительно «пятерки»! 

– Вообще-то тюменские дорожники идут в авангарде технического и технологического прогресса. Например, все подразделения АО «ТОДЭП» имеют самые современные асфальтобетонные заводы – это Marini, Bernardi, Ammann, Wirtgen, самосвалы Volvo, асфальтоукладочные агрегаты Vogele, Bomag, катки Hamm и опять-таки Bomag, виброплиты Wiber и Hodman, автопогрузчики Bobcatb и Komatsu, грейдеры Сaterpillar и John Deere, отечественные машины завода «Брянский арсенал» им не уступают. Что хочу сказать: находимся на мировом уровне. 

– А я хочу остановиться на принципиально новом подходе к дорожному строительству. Нет, это не литой асфальтобетон – для России он не ноу-хау. Вот бетонные дороги – это новинка. Первая бетонная дорога уложена в штате Индиана (США) в 1930 году. Несложно: выгребается ложа для подушки, сама подушка из гравия, песка и глины. Далее укладывается асфальт в два слоя – тонко всё. Затем на асфальте монтируется стальная арматура. Остается залить бетоном. 

– Вы забыли про цены. В добрые старые времена по областной программе «Содружество» на дорожное строительство выделялось более 30 миллиардов рублей. А на 2017 год только 12 миллиардов. Строй мы по американской технологии, наверняка недосчитались бы путепровода по Федюнинского или моста на 123-м километре. Может, того и другого вместе взятыми. Наверное, американские дороги раза в три дороже российских. 

– Только самый ленивый не ругает магистрали отечества за их дороговизну. А расклад такой. Средняя стоимость 1 километра однополосной дороги в России составляет 59 миллионов рублей. В Германии – 81, в Канаде – 163, в США – 127 миллионов. Правда, в КНР на то же самое тратят 29 миллионов, в Польше – 25,8 миллиона. Не верится в экономность китайцев и поляков… И ещё такой момент: в прошлом году Росавтодор построил 228 километров автодорог, Китай за это же время – 10 000 километров. 

– Ну, КНР тратит на дороги 4% ВВП, Россия – всего 1%. Причем у Китая ВВП значительно круче. Многое зависит от природных и географических условий. Вот приступили к строительству второй очереди автодороги Тюмень–Нижняя Тавда–Междуреченский– Мортка протяженностью 343 километра. Там надо проходить Куминские болота – значит, требуется произвести выторфовку на глубину до 16 метров – размер шестиэтажного дома. Представляете, сколько надо самосвалов для перевозки такого объема грунта, сколько надо сжечь горючего! Выходит дорого. 

– Потому «Аэродромдорстрой» и заморозил стройку, доведя ее местами до Кускургуля. Теперь «Аэродромдорстрой» банкрот. Но люди из этой конторы ныне успешно трудятся в других организациях, в основном в вашей. Население просит достроить «морткинскую» дорогу. Наверное, вы – имею в виду славный коллектив АО «ТОДЭП» под чутким руководством Юрия Николаевича Зинчука – могли бы достроить эту магистраль. 

– Смогли бы. Если выиграем тендер. А вообще, выполним всё, что прикажет губернатор Якушев. Сделаем в срок, даже раньше. 

– Лишь бы деньги нашлись. Финансы поют романсы. Поэтому магистрали прокладываем традиционным способом. Традиционные магистрали не выдерживают нагрузки. Американские бетонные дороги стоят до капитального ремонта как минимум 40 лет. Российские автомагистрали, утверждают знатоки, до капремонта служат два года, хотя вроде бы должны стоять 5 лет. Дорогу по улице Мельникайте от Республики до Харьковской делала хорошая организация. Колея пошла ровно через 8 месяцев. 

– Все российские трассы рассчитаны на автомобили с осевой нагрузкой 11,5 тонн. Однако по нашим просторам проносятся армады более тяжелой техники. С 15 ноября 2015 года в русле системы «Платон» с тяжеловесов берут специальные сборы. Деньги идут в федеральный дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс грузовиками массой более 12 тонн. В прошлом году в бюджет поступило 22 миллиарда рублей. В этом намечается собрать 23 миллиарда. 

– Из этих денег Росавтодор обещал отстегнуть немного на региональные проекты, в частности Тюмени на завершение восточного обхода кольцевой дороги. Но насколько автору известно, ни копейки не отвалили нам ни в прошлом, ни в текущем году. 

– Знаете же, обещанного три года ждут. Однако несмотря ни на что в этом году сработали хорошо, достигли многого, хотя строительный сезон еще не завершен. Большие задачи ставим перед собой в будущем году. Сообща с партнерами из АО «Мостострой-11» введем в строй транспортную развязку на пересечении улиц Монтажников и Федюнинского, замкнем кольцо «Обход г. Тюмени», завершим работы на участке дороги Салым–Уват. Эта магистраль Р-404 на федеральном балансе, однако, там, как и во многих других местах, трудятся наши люди – машинисты бульдозеров, экскаваторов, грейдеров, водители самосвалов и погрузчиков, операторы асфальтоукладочных агрегатов и катков из АО «ТОДЭП», мастера и прорабы. Кстати, они же ведут реконструкцию участков федеральной трассы Р-402, то есть Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск. Понятно, львиная доля работ приходится на региональные дороги, а также на улично-дорожную сеть областного центра. 

– Пришла пора, Алексей Николаевич, поздравить коллег с профессиональным праздником. 

– Крепкого вам, друзья, здоровья, семейного счастья, благополучия и дальнейших успехов во всех начинаниях на благо Тюменской области и всей России! 

– Удачно провести наступающий зимний сезон: без особых потерь побороть снежные заносы, метели, гололед, серьезные сибирские морозы – словом, чтобы дорога была скатертью! 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/