ДЕНЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЯ 

ИНОСТРАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЕСНЯТ ПРОДУКЦИЮ ТЮМЕНСКОГО ЗАВОДА НА СТРАНИЦАХ ОТРАСЛЕВОЙ «ЛАЩЕНКИ»

В минувшее воскресенье Россия отмечала День машиностроителя. Машиностроение занимает пятую часть ВВП и уступает только топливно-энергетическому комплексу. Праздник обычно отмечают в тех городах, где этот сектор особенно развит − в Самаре, Челябинске, Пензе, Казани (концерты на площадях и т.д.). 

Тюмень подобным размахом похвастаться не может, но и здесь на протяжении многих лет неофициальный лидер областного машиностроительного комплекса генеральный директор АО «Тюменский аккумуляторный завод» Александр Кореляков собирает коллектив, приглашает директоров (в основном, выходцы из Тюменского моторного завода), смежников, иностранных партнеров, политиков и т.д. – традиция. 

Действо происходит в кафе заводского профилактория «Березовая роща». 

− Уважаемые дамы и господа, товарищи, коллеги, профессиональный праздник принято встречать трудовыми успехами. Этот год у нас тяжелый: на заводе произошел пожар, выгорел один из участков. Объемы производства сократились на 4,5%. Но мы двигаемся вперед, почти подошли к запуску участка GM сепарации, будем делать герметичные батареи – это уже следующий этап в развитии химических источников тока. Закончили, по крайней мере, строительную часть того участка, который сгорел. Подготовились к приему оборудования для производства электродов по новой технологии. Так что успехи есть, мы не бедствуем, и эти успехи – ваша заслуга! – открыл торжество генеральный директор. 

Здесь, видимо, следует пояснить, что батареи с GM сепарацией завод уже выпускает (кстати, единственный в России) для железной дороги и «немного мотоциклетных», но GM сепарацию пока закупает в Китае. Отличаются эти аккумуляторы от обычных тем, что хорошо работают при низких температурах и не требуют обслуживания. 

«Завод является самодостаточным предприятием, поскольку производит большую часть сырья, материалов и комплектующих. Он имеет квалифицированный персонал и в своем развитии никогда не останавливался, несмотря на все конъюнктурные трудности», – дополнил «послужной список» предприятия председатель совета директоров Александр Разинков. 

Добавил красок и заместитель председателя городской Думы Николай Романов: «Аккумуляторный завод − это гордость Тюмени! У вас есть перспектива, есть стабильность, есть возможность привести сюда своих детей, которые не захотят учиться на юристов и экономистов, а будут инженерами, электриками, слесарями и т.д.». 

Похоже, инженерные специальности действительно набирают популярность. А специалисты тянутся туда, где есть интересное дело. Неподалеку от меня сидел парень лет тридцати. Разговорились. Начальник лаборатории контрольно-измерительных приборов и автоматики энергоцеха Сергей Алексеев, выпускник Санкт-Петербургского электротехнического университета им. Ленина, родился в Санкт-Петербурге. 

− Как вас угораздило приехать в Тюмень: обычно люди рвутся в Москву и Санкт-Петербург, – удивляюсь я. 

− А мне здесь нравится, – отвечает, – мама отсюда, жена отсюда. 

Виталий Рех примерно этих же лет. Инженер по наладке и испытаниям, Виталий из Тугулыма, и «как каждый сельский парень окончил Сельхозакадемию». Работал в Тугулыме электриком. Пришел на завод, учился заочно на факультете энергетики «Сельхозакадемии», стал инженером по наладке и испытаниям: «На заводе интересно, у меня есть с чем сравнить! Да, это больше, чем работа, это жизнь – иду сюда с удовольствием!». 

Полагаю, перед нами диагноз, такой же диагноз, как писательство, журналистика и т.д. – любимая работа, она всегда диагноз. И это состояние надо поддерживать. 

О творческой атмосфере в коллективе говорил и начальник производства индустриальных батарей, выпускник факультета автомобильного хозяйства Тюменского государственного нефтегазового университета Денис Хорин: 

− Люди не просто честно работают, но и вкладывают душу! 

− Хорошо сказал, в точку! – отреагировали мои собеседники. 

Публика один за другим брала микрофон, много говорили «о сплаве молодости и опыта». Во главе стола сидели представители потока ТМ-67, ТМ-70, ТМ-71 («Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» Тюменского индустриального института), личные друзья директора. Выпускник Куйбышевского авиационного института Александр Кореляков работал с ними на Тюменском моторном заводе. В зале наверняка были выпускники поздних лет (теперь уже Тюменского индустриального университета) и других вузов страны (например, Казанского авиационного института). Здесь собрались инженеры и рабочие трех поколений. 

Постепенно народ стал разбиваться по интересам. «Смотри, обхохочешься», − говорит Александр Кореляков и протягивает мне вытащенные из Интернета несколько листов с «пояснительной запиской» из уже вышедшей книги известного московского журналиста и писателя Михаила Колодочкина «Экспертиза наизнанку-2». Одна из глав, которая рассмешила директора, называется «Соло для ампер-часов с боем». 

Проверка автомобильных аккумуляторов в журнале «За рулем», пишет Михаил Колодочкин, – одна из самых интересных тем. Но именно с тех пор, как он стал вести эту тему, словосочетание «экспертиза аккумуляторов» стала для редакции синонимом некого стихийного бедствия (половина продаваемых в Москве аккумуляторов не выдерживают тесты, о других городах можно только догадываться). Он и сам был несколько шокирован результатами первой экспертизы, проведенной в Испытательном институте Минобороны РФ: явный, казалось бы, лидер, великий и непогрешимый Bosch с треском провалил тесты! 

Статья с тестовыми таблицами, где любой более-менее технически грамотный человек мог понять, кто есть кто, благополучно вышла в журнале – вот тут и началось! Первым проснулся, естественно, Bosch: «Кто позволил?!». Все рекламные контракты с журналом были немедленно разорваны и демонстративно ушли к конкурентам – в газету «Ревю». А главный редактор, как бы между делом, сообщил, что в связи со сложившейся нервозной обстановкой он отстраняет автора от дальнейшего ведения этой темы. 

Михаила Колодочкина спасла та же фирма Bosch. Причину провала подсказали военные эксперты: аккумуляторы залежались на складах. Фирма перетряхнула все московские склады, объявив, что находящиеся там аккумуляторы действительно подлежат списанию. И прислала в редакцию официальное письмо, где благодарила автора за объективный материал. 

Победа над Bosch была слишком очевидной, поэтому отстранение Михаила Колодочкина от аккумуляторной темы было объявлено шуткой. Он готовит очередной материал (такие материалы «За рулем» печатает каждый год где-то в октябре): выписал деньги, купил несколько десятков батарей, везет за 70 километров от Москвы в институт на экспертизу. 

И тут журнальные пиарщики требуют, чтобы на экспертизу попали еще пять брендов. Колодочкин резонно замечает: эти бренды в Москве не продаются. 

− Не продаются – что за фигня – их подвезут! 

Привезли, батареи проваливают тесты, пиарщики требуют, чтобы они в статье вообще не упоминались: «У рекламодателя журнала не может быть плохих изделий!». 

Михаил Колодочкин выставляет пиарщиков за дверь, мол, ребята, вы ошиблись адресом! Но статью волевым решением руководства журнала изымают. Автор звонит главному (тот находился в отъезде), главный … не верит! Через пару дней было объявлено, что статья пойдет в номер, но полученные через журнальных пиарщиков пять брендов надо все- таки изъять и забыть! 

В итоге, после выхода «За рулем» скандал разразился грандиозный – жалобы посыпались отовсюду! Владельцы провалившихся брендов, купленных в магазине, обвиняли автора в подлоге: налицо грубая подтасовка − они точно знают, что изначально батарей было больше! Обладатели мест ниже первого ехидно спрашивали: сколько заплатил победитель, умудрившийся «в своих лаптях» «обогнать всех немцев, американцев и корейцев!». «А тюменский завод, честно занявший первое место, просто … отмолчался. Предприятие с советских времен в рекламной деятельности звезд с неба не хватало, а потому в обсуждении статьи не участвовало». 

− Посмотрел, что скажешь? – спрашивает Кореляков. 

«Экспертиза наизнанку-2», как, наверное, и все толковые книги, отражает не мимолетность событий, а суть явлений, поэтому обычно отстают от жизни. Зимой Тюменский аккумуляторный завод отмечал свое 75-летие. В Тюмень съехались директора отечественных заводов, представители иностранных фирм – американцы, корейцы, японцы – кого там только не было! Из четырех столов – один полностью занимали иностранцы. Вся эта публика приехала загодя, ходила по цехам и удивлялась, они, видите ли, не ожидали «увидеть в Тюмени такие технологии!». 

Приглашай ТВ, пускай за гостями и пиарся по полной программе! Директор не пригласил ни одной телекамеры, единственная камера, которая побывала в этом зале, прибыла вместе с федеральным депутатом. Тот привез поздравительное письмо партийного лидера, и это обязательно нужно было зафиксировать – мол, партия видит, партия знает! На следующий день операторы едва ли не всех местных каналов бегали у проходной, с ними встречалась зам по кадрам Татьяна Мумбер – директор не захотел ломать график. 

В полемике журнала «За рулем» тоже надо участвовать. Популярного автора терзают журнальные пиарщики: «если продавец батареи размещает в журнале рекламу, то это замечательная батарея». И будь их воля, «вместо всякого рода идиотских тестов», они бы печатали пресс-релизы рекламодателей – и все бы были довольны. «Впрочем, к этому рано или поздно всё и придет… Точнее, уже пришло», − итожит автор. 

Похоже, тюменским аккумуляторам первого места больше не видать. В лучшем случае, будете вторыми. 

НА СНИМКЕ: генеральный директор Александр Кореляков награждает начальника отдела реализации продукции Альфию Бузаеву. 

Р.S. А всего различными видами поощрений (благодарственными письмами губернатора, администрации г. Тюмени, Тюменской городской Думы, Межотраслевого объединенного комитета) отмечен 41 работник предприятия. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ