С воодушевлением прочитал новую книгу «В чистом поле» известного поэта и прозаика Николая Денисова, лауреата Международной литературной премии “Имперская культура”. Она издана к 50-летию Тюменского регионального отделения Союза писателей России, которое автор сейчас возглавляет.

Повествуя о своем жизненном и литературном пути, Николай Денисов живописно, зримо и предметно рассказывает о творческой организации, представляя ее в лицах и судьбах главных участников общезначимых событий.

В первой половине 1970-х пять лет я трудился на литературно-публицистической ниве в эпицентре создававшегося тогда Западно-Сибирского нефтегазового промышленного гиганта. Перед тем, как прописаться “в поселке Советском, бросить якорь в столице тайги” Ханты-Мансийского национального округа, я в качестве старшего инженера Мингазпрома СССР не вылезал из командировок в Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут и другие, набиравшие всесоюзную известность северные города и поселки первопроходцев, пропагандируя опыт лучших на этих гремевших стройках и находясь в дружеских отношениях с некоторыми представителями молодой писательской организации.

Полюбил эти суровые края и задержался здесь на пять интересных и плодотворных лет. Возвратившись в Москву, никогда не отключался от огромного материка своей души – Тюменщины. Таким образом, героев новинки Николая Денисова, писателей этой области и сварочно скрепленных с ней мастеров художественного слова других краев и столицы я, наверное, процентов на 70 знаю лично, а из старшего и среднего поколения – почти всех.

В подзаголовке книги “В чистом поле” сказано, что она “не только” о литераторах. И это “не только”, подноготная нынешнего выживания тюменской литературы, ее проблемы, порой горькие, – тоже для меня хорошо знакомый дом. Ведь я как бы все время там. Не случайно присутствую на страницах издания Н. Денисова вместе со многими самыми близкими автору людьми, участвуя в некоторых даже недавних событиях. Может быть, что-то издалека представляю яснее его самого. Ведь сказано же гением: “Большое видится на расстоянии”.

“Россия сильна провинцией”, – эти слова Н.М. Карамзина я произнес бы, получив гипотетическое задание охарактеризовать тремя словами свежий том Николая Денисова. Да, именно силу западно–сибирской земли в течение последнего полувека чувствуешь на всех страницах книги, и “до”, и “после” перестроечно-реформистской “Великой криминальной революции” (Ст. Говорухин). Хотя речь идет о писательской сфере, ныне очень дискредитированной в Центре, книга тюменца хранит незыблемую традицию земли отцов – следование высшим этическим ценностям, в первую очередь, порядочности. Сравним, например, эти две стихии по отношению к предтечам.

Так, в Москве не установлен памятник главному поэту преддемократической эпохи Александру Твардовскому, написавшему широкоформатные эпические (и лирические тоже) произведения о важнейших этапах советских лет, творцу лучшей поэмы о Великой Отечественной войне “Василий Теркин”. Однако в Белокаменной открыли монумент принадлежавшему к следующему поколению Иосифу Бродскому, который сам сказал: “Я не считаю себя русским интеллигентом” и избрал соответствующее имя, на иностранный манер: Джозеф Бродски. Почему-то почти на всех либеральных тусовках пишущей братии столицы только и слышится: «Бродский! Бродский! Бродский!». Так гордо и свято, пожалуй, при первой волне большевизма звучало лишь: «Троцкий! Троцкий! Троцкий!».

А вот Николай Денисов прямо-таки припадает к старшим по родовой прозе и поэзии, к литературным корням. Первый заголовок книги “И ветер века – в наши паруса” – поклон именно А.Т. Твардовскому через перифраз строки из его поэмы “За далью – даль”. Общее же название и многие строки родились из душевной памяти об Иване Ермакове – “талантливом сказителе – серьезном, вдумчивом, неповторимом”. Рядом с ним благодарная память Николая Денисова хранит впечатления от встреч, заботливого отношения к нему и другим новобранцам Тюменской писательской организации в 1960–1970-е годы – Ивана Истомина, Константина Лагунова, талантов моложе их по возрасту – Геннадия Сазонова, Ювана Шесталова, Леонида Лапцуя.

Они не только создали областное творческое содружество и поставили его в ряд наиболее заметных в Союзе ССР, но и заложили прочные основы внимания друг к другу, оказания мгновенной помощи нуждающимся в ней. Книга “В чистом поле”, выявляя те родники, как бы противостоит сегодняшнему раздраю письменников в замкнутом пространстве московского Садового кольца, зачастую никак не соприкасающихся с реальным бытием страны, с действительными трудностями товарищей по цеху.

Поучительно к сегодняшнему недружелюбному контексту звучат у автора книги даже фотопортреты Андрея Тарханова, Владимира Нечволоды, Булата Сулейманова, Евгения Вдовенко, Анвара Исмагилова, Людмилы Ефремовой, Зота Тоболкина, Петра Григорова, Бориса Комарова, Аркадия Захарова, Александра Игумнова, столичных гостей – Ларисы Васильевой, Станислава Куняева, словесные – Юлии Друниной, Петра Гуцала, Владимира Волковца, Станислава Золотцева, Николая Коняева, Александра Романова, Михаила Львова, Виктора Бокова, Анатолия Жигулина, Льва Князева… Кстати, и самые именитые в этом ряду высоко оценили дар Николая Денисова.

Тюменской культуре несказанно повезло в том, что пятидесятилетнюю летопись писательской организации создал художник, знающий ее наизусть, в деталях, душевно. Для меня образ самого автора представляемого издания – обобщенный портрет коренного писателя Тюменской области, на юге которой, в Бердюжском районе, он родился в 1943 году. В жилах создателя книги “В чистом поле” течет честная кровь крестьянского рода. Сенокосил с отцом, пахал поля после училища механизаторов, служил в морской части при Главном штабе Военно-Морского флота СССР в Москве, закончил Литературный институт, постигал жизнь как районный и областной газетчик, стал мужем тюменской студентки Маши Токаревой, вырастил с ней прекрасных дочек.

В своей организации Николай Денисов – с ее зарождения. активист, член Союза писателей, директор бюро пропаганды, лидер, 40 лет бессменный главный редактор “Тюмени литературной”. От бучи литературной отрывался лишь на время, уходя то в ледовые плавания в Арктику, то в тропическую «загранку», посещая иноземные порты и государства в качестве моряка дальнего плавания. Писал об этом стихами и прозой.

О непростом отрезке жизни Тюменской писательской организации, очень важном не только в ее истории, но и в целом отечественной литературы, естественно, можно говорить только с подъемом. Именно этим пафосом пронизана новая книга Николая Денисова.

г. Москва.