ВЕЧЕР ПАМЯТИ

В ДК «Торфяник» состоялся концерт муниципального оркестра русских народных инструментов им. Л.Ф. Беззубова. Мероприятие было организовано в память Александра Ефимовича Андрюшкина, посвятившего всю свою творческую жизнь руководству этим замечательным и самобытным коллективом. Программу мастерски вела музыковед Ольга Глазунова.

Андрюшкин – «правнук» основателя первого домровобалалаечного ансамбля Василия Андреева, в свое время получившего в С.-Петербурге специальную субсидию-поддержку от царского правительства. Существует давняя традиция духовной преемственности, и когда один из учеников Василия Васильевича, В.В. Знаменский (его имя носит музшкола в нашем городе), направлял в Тюмень выпускника Леонида Беззубова, то дал своего рода «благословение» на организацию народного коллектива. Так с 1959 г. и существует русский национальный оркестр. Сегодня в нём на профессиональной основе трудятся музыканты, большая часть которых имеет высшее образование и дипломы лауреатов международных конкурсов. Александру Ефимовичу, ученику Л.Ф. Беззубова, невероятными усилиями удалось не только сохранить коллектив, но и поднять уровень исполнения до столичного.

Это был удивительный и обаятельный человек, эрудит, энциклопедист, острослов и поэт. Он никого не унижал с высоты своего интеллекта, любил людей и его любили. Жена Людмила Ивановна – филолог и сын Александр – музыкант всегда понимали и поддерживали его.

Помню 1970-е годы, когда воскресные репетиции оркестра в уютном зале исторического особняка по ул. Республики, 29 погружали нас, молодых музыкантов, в восхитительный мир спокойных, торжественных и вечных мыслей, жизнь озарялась новым, полным значения светом. В антрактах читались стихи, звучала томная цыганская гитара, кто-то декламировал: «Нас мало, юных, окрыленных, не задохнувшихся в пыли. Еще простых, еще влюбленных в улыбку детскую Земли…». Вдохновенное лицо дирижера, лучистые глаза и речь, где «меда сладчайшая лилися», – властно одушевляли нас самыми фантастическими образами прекрасного прошлого рыцарской Европы. Александр Андрюшкин умел аранжировать партитуры венских классиков для в общем-то незатейливых музыкальных приспособлений, так что наши сердца «горели сугубым пламенем». Вместе с тем, будучи европейски образованным, зная несколько языков, он не находил возможным уважать современную музыку, тактично не втягивая нас в цикл своих понятий.

Большинство из нас до знакомства с классическим оркестром и его очаровательным дирижером «желаний далее нужд своих не простирали», но через звуки, сотворенные своими собственными, пока пусть и неумелыми руками, мы ощутили художественный восторг, впитывали в себя многовековые созвучия музыки высших сфер. Он был умелым педагогом и психологом. Зачастую беседуя с запальчивыми юношами, тактично останавливал тех, кто смел на осуждение людей, старше его годами.

Во время концерта оркестра под управлением Владимира Лавришина, нынешнего главного дирижера, в числе прочих прозвучал «Грустный вальс» Яна Сибелиуса – одно из любимых произведений Александра Ефимовича.

Плеяда молодых дирижеров – Даша Бронникова, Костя Энес, Макс Сухарский – в качестве учеников маэстро показали слушателям свое искусство, навеянное традициями русской классической школы. Одним из самых достойных представителей которой был Александр Андрюшкин.

НА СНИМКЕ: маэстро А.Е. Андрюшкин.

Михаил ЯБЛОКОВ

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/