НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ

Странности нашей жизни, конечно, проявляются в разных моментах. Но один из самых неприятных – копание в грязном белье.

Вроде, такое происходило и раньше, но в последнее время прибрело просто ужасающие масштабы. И под раздачу попадают те, кто мечтает о сиюминутной славе, и те, кто такой славы не желает. Несколько лет вся страна с интересом и какой-то долей злопыхательства следила за сериалом о взаимоотношениях Армена Джигарханяна и его молодой жены. Пикантные подробности, денежные разборки, домыслы так называемых друзей – в ход шли все средства. И за всей этой мишурой, хотя ситуация и выглядела плачевно, как-то подзабыли, что речь идет о великом актере, чья личная жизнь – всего лишь капля по сравнению с тем, что он сделал в театре и кино. Видимо, только его уход из жизни мог разогнать тучи над его судьбой.

Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване в семье Бориса Акимовича и Елены Васильевны Джигарханян. Происходил из старинного рода тифлисских армян. Отец ушёл из семьи, когда его сыну был всего месяц от роду.

Впервые он увидел его, уже став взрослым, когда гостил у бабушки на Новый год, но они почти не общались. Перед самой смертью уже тяжело больной Борис Акимович говорил, что скучает по сыну и хочет извиниться перед ним. Армена воспитывал отчим, с которым у мальчика сложились тёплые отношения. Рос в русскоязычной среде, учился в русской школе и с одинаковым старанием постигал азы армянской и русской культур. Мать Елена Васильевна работала в Совете министров Армянской ССР, была заядлой театралкой и не пропускала ни одного драматического и оперного спектакля.

По словам Джигарханяна, его ранние годы пришлись на Великую Отечественную войну, и детства у него, по сути, не было. Снимали комнату в доме на улице Спандаряна в Ереване, и в памяти у него отложилось, как всей семьёй они рубили дрова в подвале, как мать плакала, потеряв хлебные карточки.

В школьные годы увлёкся театром и кино, а после окончания, в 1952 году, отправился в Москву и пытался поступить в ГИТИС, но неудачно. Вернувшись в Ереван, устроился на киностудию «Арменфильм» помощником оператора.

В 1954 году поступил в Ереванский художественно-театральный институт. На сцену актёр впервые вышел в январе 1955 года в спектакле по пьесе Виктора Гусева «Иван Рыбаков» Ереванского русского драматического театра имени К. С. Станиславского. В труппу, где актёр проработал более десяти лет, его пригласили ещё студентом-второкурсником.

В 1960 году актёр дебютировал в кино в фильме «Обвал», а известность ему принесла одна из лучших его киноролей – молодой учёный-физик Артём Манвелян из картины «Здравствуй, это я!». Вскоре после выхода этого фильма последовали новые работы, демонстрирующие широту актёрского диапазона, психологическую достоверность и мастерство перевоплощения: кузнец Уста Мукуч в «Треугольнике», Левон Погосян в драме «Когда наступает сентябрь», штабс-капитан Овечкин в популярнейших «Новых приключениях неуловимых», чекист Артузов в телевизионной ленте «Операция „Трест“», левый эсер Прошьян в исторической картине «Шестое июля», Михаил Стышной в «Журавушке». Запомнился зрителям и горбатый главарь банды «Чёрная кошка» Карп из телефильма «Место встречи изменить нельзя» и, как ни странно, даже полюбился. Его фразы вроде «дурилка картонная» тут же стали фактически народными. Как и куплеты Тристана из музыкальной комедии «Собака на сене».

Свой прорыв к международной звезде он совершил в 1981 году в телефильме «Тегеран-43», где сыграл убийцу в 1943 году, который опубликовал свои мемуары в 1980 году. Его партнёрами были французская актриса Клод Жад в роли его любовницы и немецкий актёр Курт Юргенс в качестве его адвоката.

Армен Джигарханян стал одним из самых снимаемых актёров. Даже появилась такая эпиграмма: «На свете столько нет армян, как фильмов, где сыграл Джигарханян». На его счету разноплановые роли в фильмах лучших советских и российских режиссёров, в лентах различных жанров, в комедийных и приключенческих картинах, в драмах и музыкальных фильмах. Много работал на дубляже, озвучивал мультфильмы. О последних своих ролях в кино, часто эпизодических, говорил, что «понизил требовательность» и «деньги хорошие».

В 1967 году Анатолий Эфрос пригласил актёра в Московский театр имени Ленинского комсомола, но вскоре был отстранён от руководства и ушёл работать вторым режиссёром в Театр на Малой Бронной, взяв с собой десять единомышленников, Джигарханян в их число не входил и продолжил играть в «Ленкоме».

В 1969 году по приглашению Андрея Гончарова перешёл в Московский театр имени Владимира Маяковского, где вскоре стал ведущим актёром. Он, в частности, играл роли Левинсона в спектакле «Разгром» в постановке Марка Захарова, Стенли Ковальского в «Трамвае «Желание» и Большого Па в «Кошке на раскалённой крыше» Теннесси Уильямса, Сократа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского, генерала Хлудова в «Беге» и других. Покинул театр в сентябре 1996 года.

В 1996 году со своим курсом основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, став его художественным руководителем, а с 2005 года – директором. Театр Джигарханяна (Театр «Д») сразу занял особое место в ряду небольших театров Москвы. Я часто говорю, что благодарна своей профессии за удивительные встречи. Такой была и встреча с Арменом Борисовичем и его актерами, приехавшими на гастроли в Тюмень.

Играли еще в старом драмтеатре по улице Герцена. Не таком роскошном, как нынешний, но с особой атмосферой. Оба коллектива с интересом общались, а Джигарханян как аксакал следил за всем происходящим. Не отказался от интервью, хотя говорил в основном о театре и его методе работы с актерами. Его четко сформулировала Елена Ксенофонтова: «Чтобы жизнь в аквариуме не «зацвела», надо регулярно менять воду. Так и в нашем театре постоянный поиск новых форм, новых спектаклей». А Александр Бухаров в беседе со мной признавался, как здорово, когда твой худрук сам актер. Он хорошо тебя понимает и иногда может пойти навстречу, разрешить уехать на съемки.

Помимо всего прочего Джигарханян играл на сцене «Ленкома» (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле «Варвар и еретик» по роману «Игрок» и главный герой пьесы «Филумена Мартурано» – спектакль идёт под названием «Город миллионеров»).

Казалось, Армена Борисовича хватало на все. Таким его и запомнили.

НА СНИМКЕ: кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя».

Юлия КОНКИНА