ЮБИЛЕЙ

Он с самого раннего детства знал, что непременно станет артистом и будет блистать на сцене Малого театра. Откуда эта мечта у простого мальчишки из Читы? Все благодаря увиденному документальному фильму о прославленной труппе главного театра страны. Мог ли он предполагать, что однажды окажется на одной сцене с кумирами детства. Мог, опять- таки в смелых мечтах. Но даже его фантазия не распространялась настолько далеко.

А именно, что в кино зрители будут специально ходить на любимого актера, он станет знаком качества любого произведения. Уже 32 года он стоит у руля огромного коллектива, умудряясь уверенно вести его сквозь непростые времена. Один театр, одно призвание, одна жена. Такая верность в наши дни почти нереальна. Но актер доказал, что возможно. На днях юбилей отметил народный артист СССР Юрий Соломин.

Ученик легендарной Веры Пашенной, которая сразу же разглядела в провинциальном мальчишке недюжинный талант. Позднее, когда Соломин сам стал преподавать в Щепкинском училище, всегда пользовался советами великой актрисы. Со своими учениками он строг, но справедлив. Может отругать, даже наказать, но в самый трудный момент непременно приходит на помощь. И до сих пор называет Пашенную эталоном житейской и актерской мудрости, хотя уже сам давно является таким эталоном. Да, он порой сетует, что у нынешней молодежи в головах пусто, ничего, кроме социальных сетей, не читают. А как можно выходить на академическую сцену с классическим репертуаром, не имея литературного образования. Вот и воспитывает не просто актеров, а еще одухотворенных личностей. 

Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в городе Чите Восточно- Сибирского края в семье музыкальных педагогов – Зинаиды Ананьевны Рябцевой и Мефодия Викторовича Соломина. С детства участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров. Научно- популярный фильм «Малый театр и его мастера», посвящённый 125-летию коллектива, который Юрий увидел ещё школьником, оказал на него большое влияние. Он узнал о Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. По окончании школы Юрий Соломин поехал в Москву и поступил в это училище, в класс Веры Пашенной. После получения диплома в 1957 году был принят в труппу Малого театра. А с 1961-го также преподаёт в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. Профессор проводит мастер-классы с иностранными студентами в Америке, Японии, Южной Корее. 

Среди ролей, сыгранных актёром на сцене, Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Федя Протасов в «Живом трупе» Льва Толстого, Войницкий в «Дяде Ване» Антона Чехова, Сирано де Бержерак по пьесе Эдмона Ростана и царь Фёдор в трагедии Алексея Толстого. 

В 1988 году единогласным голосованием труппы был избран художественным руководителем Малого театра. 

В кинематографе дебютировал в 1960 году, исполнив главную роль в фильме «Бессонная ночь»; режиссёру Исидору Анненскому его рекомендовала Вера Пашенная. Всесоюзное признание актёру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». 

Он исполнил главные роли во многих известных картинах, в том числе в оскароносном фильме «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы, с которым потом дружил вплоть до его смерти и всегда был желанным гостем в Японии. 

А также в лентах «Блокада», «Летучая мышь», где его партнером стал младший брат Виталий, и «ТАСС уполномочен заявить…». Все мы помним неповторимого хозяина трактира в удивительной сказке Марка Захарова «Обыкновенное чудо». 

Однако любимыми киноролями называет Штубе в фильме Алексея Салтыкова «И был вечер, и было утро» и Геттеля в «Сильных духом» Виктора Георгиева. 

Как режиссёр снял телефильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле», «Берег его жизни», «В начале было Слово» и фильм- спектакль «Таинственный ящик» по пьесе Петра Каратыгина, музыкальный телеспектакль Малого театра, премьера которого состоялась 4 мая 2003 года. 

В апреле 2019 года Минкульт подписал с Соломиным бессрочный контракт на продолжение работы в должности худрука Малого театра. 

Из любопытных фактов биографии Соломина – в честь актёра назван астероид. 

Мне посчастливилось побывать на спектакле Малого театра с участием Юрия Соломина. В свое время в Тюмени проходили масштабные гастроли коллектива и показывали лучшие постановки текущего репертуара, в которых были заняты все ведущие актеры труппы. Юрий Мефодьевич играл Фамусова в «Горе от ума». Особенность Малого театра – точное следование литературному первоисточнику, никаких экспериментов и интерпретаций. Кому-то это может показаться скучным, но Соломин ни разу не изменил своим принципам. И тогда знаменитое и часто цитируемое произведение Грибоедова благодаря мастерству актеров смотрелось на одном дыхании и с большим интересом. Тогда же произошел и забавный момент, в антракте в кулуарах все обсуждали постановку, а две юные особы спорили, с кем же останется Софья. Так что Малый внес еще и образовательный момент. 

Во время интервью с Юрием Соломиным я спросила, насколько легко он отпускает своих актеров сниматься и смотрит ли их работы. Худрук, не желая никого обидеть, отвечал пространно, но стало понятно, что современное кино его интересует мало. Иметь отношение к нему соглашается только в крайнем случае. Действительно, после таких ярких ролей, «Оскара» и прочих наград не стоит размениваться по мелочам. Он согласился поучаствовать в «Московской саге», где сыграл профессора Градова, потомственного врача и интеллигента, не желающего мириться с человеческой подлостью, выплывшей на поверхность после октябрьского переворота, а потом и вовсе захлестнула страну в 30-е годы. В чем-то эта роль дань памяти деду, которого забрали в 37-м, и больше его семья не видела. 

В ленте «Точка кипения» Юрий Мефодьевич снялся с одной из лучших выпускниц Щепкинского училища нового поколения Екатериной Климовой, где сыграл ангела-хранителя героини. Говорил, история его подкупила своим гуманизмом, верой, что из любой, даже самой сложной, ситуации можно найти выход. 

По поводу нынешних зрителей Юрий Мефодьевич заметил, что никакие звонки мобильных и шелест в зале его не отвлекают, этим и отличается профессионал. Но если публика сидит завороженная и реагирует на каждое произнесенное слово, то цель достигнута. Кстати, спектакли Малого театра длятся более трех часов, и никому не бывает скучно. А как еще играть классику? Только с чувством, с толком, с расстановкой всех акцентов. 

Современную драматургию Юрий Мефодьевич не приемлет, как и нецензурную брань на сцене, особенно без повода. Напоминает, что вырос в Чите, а там лагеря и понятный контингент, и он с детства знает разные речевые обороты, но театр должен воспитывать. Тогда Соломин назвал фамилии некоторых известных авторов, которых ставят и в Тюмени, но чьи произведения никогда не появятся в афише Малого театра. 

Сейчас, когда все учреждения культуры на карантине, Юрий Соломин, несмотря на возраст и болезни, мечтает скорее выйти на сцену и увидеть полный зрительный зал. И все недуги тут же отступят. А еще он продолжает репетировать со своими актерами и гордится, что сумел полностью сохранить не только труппу, но и весь технический персонал. 

НА СНИМКАХ: кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"; в родных стенах Малого театра. 

Юлия КОНКИНА /фото из открытых источников/