ВЫСТАВКА 

В Тюменской галерее «Легенды Сибири» открылась выставка шедевров тобольских мастериц «Золотное шитье Сибири». Ее организатором стал Фонд развития «Содружество» совместно с Иоанно-Введенским монастырем. Уникальные произведения искусства, которые можно встретить только в храмах во время богослужения, явились взору всех желающих. Помимо этого сестры обители представили потрясающие керамические изделия, изготовленные в их стенах. 

Проект «Живопись иглой – золотное шитье Сибири» реализуется при поддержке департамента культуры Тюменской области. В его рамках помимо выставки запланированы семинары и мастер-классы, направленные на возрождение, сохранение и развитие народного художественного промысла. 

Как рассказала автор проекта, президент Фонда развития «Содружество» Елена Сулейманова, искусство шитья золотом и серебром имеет многовековую историю. В собрании Музейного комплекса им. Словцова есть выдающиеся произведения Иоанно-Введенского монастыря – икона «Голова Иоанна Крестителя на блюде», и она решила познакомить как можно больше тюменцев с другими изделиями современных мастериц и их предшественниц. 

Иоанно-Введенский монастырь оставался центром золотошвейного промысла на протяжении многих лет. Каждое произведение, изготовленное сестрами, обладает индивидуальностью, поскольку требует, кроме таланта и усидчивости, церковных знаний и высокого духовного развития 

На выставке сестра Саломея демонстрировала, как рождаются шедевры, посетители могли и сами сделать пару стежков. А ещё посмотреть, как выглядят те самые золотые нити с 5-процентным содержанием настоящего золота. И от этого каждое произведение поистине бесценно. 

Первую экскурсию по выставке провела настоятельница Иоанно- Введенского монастыря Игумения Анна. Перед ее началом она ответила на несколько моих вопросов. 

– Золотное шитье – вид рукоделия, который был присущ всем женщинам с сотворения мира, – рассказывает матушка. – Если посмотрим на старинные гравюры, везде видно, как женщины что-то вышивают, шьют. Об этом же говорят и остатки тканей, особенно церковных, для них и использовали золотые, серебряные нити. Когда появились христианские монастыри, для Бога старались преподнести самое лучшее, самое красивое по примеру волхвов, пришедших с дарами к младенцу Христу. Тогда же стали складываться и традиции вышивать богатые молебные вещи – плащаницы, облачения. И сегодня мы продолжаем эти традиции. 

– Какие самые древние вещи дошли до наших дней? 

– На Руси самые старинные плащаницы датируются 13-14 веком. А так в Греции на Афоне в монастырях сохранились и более ранние предметы, но они до сих пор не представлены миру. Есть и остатки бытовой одежды, где тоже использовалась подобная вышивка, некоторые по исследованиям историков датируются до монгольским периодом. 

– А когда началось современное возрождение золотного шитья? 

– Несмотря ни на какие, даже самые темные времена, эти традиции не прерывались. Сейчас в Торжке есть золотошвейное училище, где обучают этому искусству, но все же наиболее полно оно сохранилось в монастырских мастерских во многих городах, в Троицко-Сергиевой Лавре. 

– Изделия востребованы только в храмах или в светской жизни тоже? 

– Для светской жизни обычно изделия изготовляют в Торжке, а мы стремимся делать украшения только для богослужения. 

– Сколько нужно времени, чтобы освоить технику? 

– Это очень кропотливая, трудоемкая работа, на каждое произведение уходит не один месяц. Представляете, как тонкой золотой и серебряной нитью выполнять по рисунку иконы, лики, листья, плоды, кресты. И чтобы стать настоящей мастерицей, нужны годы. 

– Существуют трафареты или можно проявить свою фантазию? 

– Мы придерживаемся канонов, лучших образцов искусства. Это же не просто вышивка, она для церкви, для Бога. У нас есть несколько храмов, которые нужно украсить. Конечно, иногда используем и вышивальную машину, но в основном работаем вручную. 

Позднее на выставке Игумения Анна уделила внимание всем посетителям, желающим узнать какие-то подробности о привезенных из обители изделиях. А также поделилась укладом монастырской жизни. 

НА СНИМКАХ: фрагмент выставки; игумения Анна. 

Юлия КОНКИНА 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/