НАШЕ НАСЛЕДИЕ 

«Незаписанная мысль – потерянный клад» /Д.И. Менделеев/. 

«История русской философии», изданная в Париже (1950г.) и в Ленинграде (1991г.) – фундаментальное научное исследование отца Василия (Зеньковский Василий Васильевич) (1881 – 1962), отражающее основные вехи и важнейшие аспекты тысячелетней истории развития русской мысли. 

Выдающийся философ, богослов, историк, литературовед, религиозный деятель родился в семье учителя, в городе Проскурове (ныне Хмельницкий). В Киеве окончил гимназию. Затем учеба в Киевском университете сразу на двух факультетах: естественно- математическом и историко- филологическом. Но и этим он не ограничился. Постигал науки в Германии, Австрии, Италии. Защитив диссертацию, стал профессором философии Киевского университета. 

Его энциклопедические познания в разных областях поражали студентов и преподавателей, всех, кто прямо или косвенно соприкасался с ним. Ученый читал лекции студентам по философии, истории, общей и детской психологии, педагогике. Позднее написал блистательные научные монографии «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» и «Русская педагогика ХХ века». В них профессор поставил вопрос о новом обосновании и освещении педагогических принципов. 

Философ по своим взглядам был монархистом, поэтому не принял Октябрьскую революцию, воспринял ее как катастрофу и через два года покинул Россию навсегда. Эмигрантская жизнь Зеньковского началась с Югославии, затем Чехословакия и, наконец, Франция, Париж, где при его непосредственном участии был открыт Русский богословский институт имени преподобного Сергия Радонежского. Профессор являлся деканом. Одновременно он редактировал журнал «Вопросы религиозного воспитания и образования» и Религиозно - педагогический бюллетень. 

Известная русская пословица гласит: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Не избежал этой напасти и мыслитель, за день до объявления Второй мировой войны по невыясненной причине был арестован французскими властями и пробыл в заключении 14 месяцев. Видимо, это событие повлияло на его решение принять священство. Он пришёл к «понятию» церковного разума, согласно которому метафизическую опору познания нужно искать в Церкви. «Она привела меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства, и я могу дать лишь одно наименование моим взглядам: «опыт христианской философии». Ученый приходит к христоцентрическому пониманию знания, т.е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познавательные процессы и саму жизнь, исходит от Христа. Отсюда непраздный интерес философа к истории, литературе, педагогике, психологии, воспитанию личности. 

Зеньковский опубликовал замечательное фундаментальное исследование о Н.В.Гоголе, над которым работал практически всю жизнь. С точки зрения психической причинности проанализировал творчество А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, Л.Толстого, В.Розанова. Отец Василий утверждает, что высшим элементом души является сердце, понимаемое в соответствии с христианской антропологией как жизнь чувства, которое устанавливает духовную связь с Богом и божественными основами мира. «Уйти от благовестия Христа не позволяет сердце, познавшее все счастье и творческое значение евангельских обетований, а принять Христа значит принять Церковь». 

В работах о Божественной мудрости, об образе Бога в человеке Зеньковский разрабатывает теорию Божественной Софии, и, погружаясь в работы ученого, мы начинаем понимать, как и отчего в философию входит знаменитая мифологема Софии Премудрости Божией. Образ Софии, представляющий христианизированный синтез языческой Афины Паллады и библейской девы Мудрости, является одним из ключевых в русской философии. В России в письменных текстах и многих храмах, посвященных Софии, в фресках и иконах, в торжественных песнопениях формировали устойчивую традицию ее соединения с художественным и символическим осмыслением бытия. Размышляя над этой проблемой, мыслитель задается вопросом: «почему русская мудрая душа – София – попала в плен, была «пленена Западом». Но нет ответа на этот вопрос в его выдающемся труде: «Истории русской философии». 

София – мудрость, творение мира Богом – художественный акт, и делает его таковым София – художница, принцип всеединства, мудрости и красоты. Идеи, лежащие в основе космических процессов, суть ее творения – все это он изложил в своей работе «Проблема космоса в христианстве». Христианская космология в изложении Зеньковского представляет большую ценность. Не случайно она вызвала одобрение ученых Европы. Как первое единство – Христос есть Логос, так и второе – София. София – душа, мудрость мира, тело Божие, божественное, идеальное, совершенное человечество, заключающееся в Христе. Многообразие научных интересов философа объясняется особенностями его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как «православный универсализм». 

Особое место в творчестве Зеньковского занимает освещение и анализ различных течений, идей, тенденций развития русской мысли. Философская система мыслителя состоит из трех разделов: гносеологии, метафизики и учения о человеке (антропологии). Этой методологии ученый придерживался в написании, может быть, своего главного труда – «Истории русской философии», где анализирует творчество великого множества русских мыслителей, начиная с предшственников Петра Великого и кончая философскими исканиями И. Ильина, С. Булгакова, Л. Карсавина (всего более 120 персоналий). По охвату используемых источников, материалов и глубине интерпретаций этот труд до сих пор остается непревзойденным. Он переведен на все основные европейские языки, адаптирован к уровню западного читателя, практически не знакомого с идеями русской философской культуры. Ученый показал оригинальность и глубину философствования лучших русских мыслителей, идеи которых коренятся в глубинах православного миросозерцания русского народа, в многовековой истории развития мысли России. Это было первое обобщающее научное исследование, целиком посвященное анализу истории русской мысли на всех ее этапах развития. 

В своих последних философских работах Василий Васильевич Зеньковский, прогнозируя будущее России, писал: «Пришла пора действующей сосредоточенности на себе, ибо мы, прежде всего, для себя ищем справедливости, правды нашего пути, нашего призвания, размышления на эту тему не могут быть бесплодными, они не могут пропасть – и это дает нам надежду, что возрождение для России придет». 

Как актуально, пророчески, оптимистично звучат слова великого мыслителя! 

Станислав ЛОМАКИН