И МУЗЫКА ПОДВЛАСТНА ИМ… 

Известно, что Петр Ильич Чайковский, занимая в консерватории почетную должность профессора, нередко отзывался категорично о способностях девушек-студенток, по его мнению, мало уделяющих внимания такой важнейшей составляющей музыкального процесса, как классическая гармония. Принято считать, что подобные высказывания выдающихся людей верны по определению. Опыт зачастую опровергает это. 

Следуя логике П.И. Чайковского, женщине следует, главным образом в выборе профессии, идти на «доение коров», «воспитывать свиней» на фермах и т.п. Однако не будем обременять читателей аргументами и в опровержение вышеобозначенного расскажем о замечательных творческих личностях нашего города. 

Елена Викторовна Кичикова – выпускница фортепианного класса Тюменского колледжа искусств, блестящий виртуоз, концертмейстер, импровизатор, знаток гармонических секретов самых разнообразных жанров – от древнейших до джазовых и фольклорных. Невозможно положить предел ее учености, когда она, «полемизируя» с коллегами за инструментом, умело и мягко берет верх над поклонниками какого-либо направления, специалистами, безнадежно пребывающими в статусе заложников избранного ими стиля. Трудно сказать, удалось ли ей достигнуть таких впечатляющих успехов по причине «неотразимой любви» к клавикорду и гармонической науке или же ее многочисленные предки поколениями «крутились» в музыкальных сферах. Своим появлением на тюменской сцене эта скромная и малообщительная девушка в прах разносит еще одно ходячее суждение: «они (сибиряки – авт.) мало музыкальны, не поют, а ревут песни» (А.П. Чехов). 

Елена Викторовна – светлый и жизнерадостный человек. Она избегает исполнять на инструменте произведения, наполненные сожалением о разрушенном мире. Из- под ее удивительных пальцев вы никогда не услышите композиций, после которых слушателям захочется покончить с собой, ее универсальная творческая притягательность позволяет раздвинуть границы жанров, «подружить» классическую и популярную музыку. 

Работая в детской музыкальной школе «Этюд», она курирует музыкальный факультет гимназии «Аврора», где бескорыстными усилиями ее директора, Натальи Сергеевны Велижаниной, также в прошлом выпускницы-хоровика Тюменского колледжа искусств, воссоздана и вот уже 20 лет успешно функционирует мини-школа. Здесь ребенок от садиковского возраста до выпускного класса практически в семейной обстановке познает не только сухие законы виртуального цифрового пространства, но и дышит поэзией жизни, радостью свободного трудолюбия. 

Когда-то Велижаниной и ее команде досталось «глубоко подержанное» здание на окраине города, в бывшей промзоне ММС. Сегодня этот комбинат – образец для подражания. Сюда стремятся те, кто желает, чтобы их дети росли не «в стаде», а привыкали к культуре и изяществу, радости созидательного труда. 

Наставницей Натальи Сергеевны и Елены Викторовны по теории музыки и гармонии была «оппонент» Чайковского, одна из лучших выпускниц Уральской консерватории 1970-х Татьяна Евгеньевн Панкова. Тот, кто в курсе, прекрасно знает, что состязаться с «королевой сольфеджио» мало кому под силу. Профессура консерватории в свое время пророчила ей бурный карьерный рост. Но Панкова предпочла патриархальную тишину Тюмени уралмашевскому гулу мегаполиса. Через ее руки почти за 50 лет преподавания прошли сотни юношей и девушек. Энергия, абсолютный музыкальный слух, потрясающая память и безупречный вкус позволяют причислить ее к представителям музыкальной элиты. Она мужественно стоит на охране «священных заповедей» классической школы композиции, как когда-то ее предки-казаки обороняли неспокойные рубежи нашей Родины. 

Я познакомил вас лишь с немногими из тех, кто является настоящим украшением культурной жизни Тюмени. Но их гораздо больше! Замечательных женщин, подчас не очень приметных на своих постах, мешающих засорять музыкальное пространство антикультурой низовых структур. 

Михаил ЯБЛОКОВ