РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ 

Выдающийся немецкий композитор, один из основателей додекафонной теории сочинительства Арнольд Шёнберг говорил: «Единственный путь, не ведущий в Рим – серединный».

В настоящее время поляризация общества по признакам музыкальных предпочтений, на наш взгляд, достигла размеров, сопоставимых с разделением в показателях имущественного порядка. Золотая середина наблюдается лишь в ретрофильмах, когда и стар, и млад, и начальник, и подчиненный составляют единый культурный социум, когда «нам песня строить и жить помогает». 

Конечно, всегда существовал достаточно мощный андеграунд, полуэкстремистская культура новых структур, но в масштабах духовно здоровой части советского общества доминировали жанры, обнаруживающие свою жизнеспособность и устойчивость. К таковым можно отнести классику и народную музыку. В качестве примера приведу концерты учащихся и преподавателей Тюменского колледжа искусств и института искусств и культуры, прошедшие этим летом на различных площадках города. Слава Богу, жив интерес к такой музыке и сейчас! 

Создается впечатление, что попытки культивировать посредственный «буржуазный» вкус обречены на провал, а те, кто страдает охотой вмешиваться не в свои дела в области «высоких музыкальных технологий», просто не были услышаны. Как не вспомнить в связи с этим горькую сентенцию одного из западных идеологов, участника проекта по разрушению СССР: «Мы положили больного на операционный стол, а у него оказались другие внутренности!». Попытки привить России некие либеральные, серединные черты в области культурных практик с неизбежностью приведут куда угодно. Но не в Рим… Сегодня те же тюменские артисты все активнее заявляют о себе на престижных европейских сценах. Так, недавно студентка четвертого курса колледжа искусств Мария Кокарева (класс Н.А.Семешко) успешно дебютировала в качестве исполнительницы партии Микаэлы в опере Ж.Бизе «Кармен» в болгарском театре (г.Варна). 

Удивителен талант юной сибирячки! Ее голос то взлетает вверх до диапазона квинты печально страстной андалузской гитары, то замирает в осторожном партаменто средних регистров старинного клавикорда, то пробирается среди терпких созвучий каталонского канто-хондо, то обрушивается в пучину неустойчивых интервалов бархатистых теноровых каденций. Да и в эстрадном вокале мы видим достижения, сопоставимые с успехами популярных певцов «застойного» времени. Например, обладательница «красного» диплома Элизабэт Шаламова – дочь известной в нашем городе певицы Юлианы Варламовой, поражает слушателей своим бельканто, когда она исполняет песни к фильму «Жестокий романс». Ее голос рассыпается роскошными колоратурами, подобно листьям в осеннем лесу. 

Выпускник колледжа Олег Сапегин уже сегодня признанный «чемпион» в игре на аккордеоне как сольно, так и в составе оркестров (руководитель Т.В. Василицына и В.А. Карягин), щедро дарит свой талант публике. 

Приятной неожиданностью стало и выступление Дмитрия Симонова, блестящего виртуоза- аккордеониста, исполнителя труднейших сонат Д. Скарлатти и опусов И.С. Баха. На сей раз Дмитрий с блеском исполнил концерт Ф. Пуленка на рояле в четыре руки с педагогом института Натальей Кащеевой! В следующем году он заканчивает аспирантуру и, по мнению профессионалов, является наиболее яркой и самобытной творческой личностью. 

Более 20 лет руководит оркестром «Баян-каприччио» тюменская «мать Тереза» – Лариса Михайловна Хоменко. На летнем концерте в колледже прославленный коллектив исполнил увертюру И.Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта», напомнив слушателям о славном культурном прошлом нашей страны, а её внук сольно спел знаменитую «Ямайку» Робертино Лоретти, приурочив выступление к юбилею Карибского кризиса. 

Нельзя не отметить концертные достижения и факультета народного фольклора, где бескорыстными стараниями его руководителя Татьяны Алексеевны Торкиной (в прошлом выпускницы Челябинской академии музыки) возрождены традиции сибирских подблюдных песен… 

Впечатления от южных песен, конечно, бывают более яркими, но они быстро забываются… Грусть долговечнее страсти. Грусти в песнях северных народов больше, чем веселости. Фольклорный коллектив хорошо знают за рубежом. Еще в XIX веке француз Астольф Кюстин, автор достаточно тенденциозной книги о России, изумлялся, заслушиваясь казацкими и ямщицкими песнями. Его поражало то, что русские мужики, которые, казалось бы, по примеру пьяниц всего мира должны драться друг с другом, вдруг плачут, обнимаются и поют!. И это при более чем ограниченных возможностях воспитания. 

В самом деле, как в дикой, варварской стране (по мнению А. Кюстена) могут жить такие поэтические люди?! Колдовская притягательность сибирских песен, тихое вдохновение – все это проистекает от человеческой доброты, и это наше национальное искусство – вершина российской цивилизации. Не случайно великий поэт Александр Пушкин писал: 

«Не для житейского волненья, 

Не для корысти, не для битв, 

Мы рождены для вдохновенья, 

Для звуков сладких и молитв». 

Летние концерты тюменских музыкантов еще раз показали возможность не серединного, а высокого пути, наперекор культурному примитивизму. В сегодняшней громкоголосой городской суете эти избранники кажутся иными, отличными от других, поражая своей стойкостью, прививая и другим просветленный, высший взгляд на жизнь. 

НА СНИМКЕ: Мария Кокарева. 

Михаил ЯБЛОКОВ