ТВОРЧЕСТВО ЗЕМЛЯКОВ 

Поэтический образ – это всегда трансляция смысла. /Гарсия Лорка/

Непостижим поэтический дар! Одни обладают таковым, другие – нет. В связи с этим на память приходят строки известного поэта В.Брюсова: «Кто не родился поэтом, тот не станет им никогда, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил». 

Значимость поэзии как жанра литературы определяется фактом ее данности в повседневной жизни. Поэзия как бы вырывает человека из бытия, раскрывает его сокровенные чувства. Об этом думаешь, когда читаешь, к примеру, стихи тюменской поэтессы Антонины Марковой из ее очередной книги «Живу в предчувствии Весны». Так, в стихотворении «Розовая радость» поэтесса делится своими чувствами с читателями: 

Сегодня радость розового цвета. 

(Вчера была небесно-голубой). 

Все началось с лилового рассвета, 

Что затопил полгорода собой. 

А дальше – по дороге на работу – 

Встречались мне улыбки на устах, 

Как розовые бабочки… 

Это стихотворение словно приоткрывает завесу неизвестного об известном. Ведь мы порой не обращаем внимания на природу. А она так прекрасна! 

Кстати, на стихи Марковой написано около 40 лирических и детских песен тюменским композитором В.Серебренниковым. Эти песни звучат в авторской студии «Верешок», которой поэтесса руководит два десятка лет. По профессии она – библиотекарь, по образованию – филолог, является членом Союза писателей России. Ее стихи освежают, возвышают душу, они – своего рода катарсис, помогают понять особую роль искусства в жизни, пленяют образностью и изобразительностью. 

Дети, посещающие «Верешок», участвуют в конкурсе «Гришинские проталины», публикуют свои стихи в поэтических сборниках и, будем надеяться, некоторые из этих ребят останутся верны поэзии на всю жизнь. 

В лирике Марковой можно ощутить некую целостность образов, смысловую значимость. Об этом невольно напомнило стихотворение «Чаепитие»: 

…Станет вечер стариком седым, 

Запоёт труба во все лады теплым ветром. 

А огонь в ночи, догорев, привычно замолчит. 

Будет свет закатный истекать 

С занавесок – прямо на кровать, 

С покрывала – на пол, а потом 

Растворится в сумраке ночном. 

Чудесные строки! Бытовая сторона лирики эмоционально придает стихам разную степень сентиментальности. Языковая первооснова Марковой предстает в самых различных обличиях. Располагая богатой стилистической палитрой, поэтесса, черпая сюжеты из жизненного опыта. Как точно она выражает своё состояние, скажем, в стихотворении «В доме сонном»! 

В доме сонном не спит тишина, 

Все прислушивается «сторожко», 

Шепчут звезды в проеме окна, 

На кровати мурлычет кошка. 

Различим самый немощный звук, 

Что средь ночи царит неугасно, 

Даже ходиков медленный стук – 

Тишина над часами не властна. 

Ходит сон, половицей скрипя, 

И в безмолвии слышится звонко, 

Как во сне кто-то шепчет сказку 

Тихо на ушко ребенку. 

Стихотворения Марковой, несмотря на их очевидную простоту, скрывают в себе много загадок. Мне они представляются подростком с возвышенными чувствами и уникальными способностями. Её стихи – достойные «дети» своего времени. 

В одном из стихотворений поэтесса с присущей ей образностью однажды обмолвилась: 

…Гармонию рифмы легко сочетать с гармонией ветра. 

По свету по белому их рассыпать в морозных конвертах. 

Стихами измерить иные пути, душой отогреться… 

И солнца монетку с собой унести у самого сердца. 

Чувственное восприятие природы у автора зиждется на устойчивой связи с внешним миром, объективной основой в данном случае выступают наблюдения, представления, понятия. Почти все они участвуют в создании произведения. 

Маркова в своих книгах говорит читателям, что настало время задуматься о сохранении природы и, значит, человека как части ее. Чтобы выжить и выйти на новый круг эволюционный спирали, мы должны кардинально изменить систему ценностей и приоритетов существования на Земле. 

НА СНИМКЕ: Антонина Маркова.

Станислав ЛОМАКИН