ИСТОРИИ СТРОКИ

Вот и лето пришло, хочется выглядеть на все сто. Именно в это время года возрастает интерес к моде. Это и понятно: долго тянулись пасмурные и холодные дни. Как «модный вопрос» решали жители Тюмени сто лет тому назад?

РУКАВА «ЖИГО» И «ПЛЕЧИ МРАМОРНОЙ БЕЛИЗНЫ» 

Еще в 1914 году журнал «Светская жизнь» писал: «Что значит быть одетым модно в настоящее время? Главное, стиль! Вы можете носить все, что вам нравится: юбки широкие снизу или узкие, рукава широкие или короткие. В выборе деталей вы свободны: сборки, воланы, складки. Носите все, что вам нравится!». 

Барышни и дамочки следили за новинками моды. Пощеголять в восхитительном платье на балу, в театре или на званом обеде было частью их образа жизни. Обитатели сибирского провинциального городка одевались не хуже парижских модниц. В Тюмень привозили журналы, из которых дамы черпали сведения о последнем писке европейской моды: «Журнал для женщин», «Парижская мода», «Нива», «Новый русский базар». Последний издавался в Москве, выходил посезонно, в бесплатном приложении имел выкройки, узоры для вышивок. 

Чудные были названия одежды: длинное манто для выездов, дамский бальный туалет, дамский визитный костюм, костюм для молодой девицы…Дамские панталоны с кружавчиками были столь хороши, что по современным меркам сейчас в них не стыдно показаться на публике и выглядеть целомудренно… 

Спешила тюменская модница приобрести платье с рукавами «жиго», что в переводе с французского означает «бараний окорок». «Жиго» вошел в моду в 1830 году и представлял собой пышные, густо собранные у плеча рукава, которые сужаются к запястью. Талия тонкая, обхваченная корсетом, пышная накрахмаленная юбка. Одетые в такие платья дамы были похожи на воздушных мотыльков. В 1840-м году «бараний окорок» вытесняется «плечами мраморной белизны». На платьях теперь широкий, круглый вырез, открывающий плечи. Рукава узкие, облегающие, зато юбка … шириной шесть метров. 

Самые разные ткани для нарядов предлагались в тюменских магазинах. Например, донассе- ажурное (за аршин 1 рубль 80 коп.), фай-де-шин (1 руб. 95 коп.), люизин и трикотин (1 рубль 35 коп), муар-велюр (от 1 руб. 90 коп. до 2 руб. 15 коп). В отделе «Дамская обувь» очень хороши были туфельки: «Сзади черное шевро, белая лайка, перед – с настроченными черными тесемками, в один ремень на подъеме с вышивкой, с привинченным каблуком 3 и 1\2 см. Цена 10 руб. 75 коп. Оригинальная изящная вещь», – заверяет реклама. «Важна новость для дам! – гласит другое сообщение. – Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры предлагает суконно-резиновые ботики «жучек», которые не обрывают платья, не растягиваются во время ходьбы и не ломаются. Пользуются громадным успехом». 

Если в продаже не обнаруживалась нужная вещь, то покупатели просматривали прейскурант, представлявший последние новинки моды. К каждой модели давалась картинка. Художник четко, мастерски изображал все детали фасона. Блузки, платья, шляпы, мужские костюмы – все, что душе угодно! Понравившуюся вещь заказывали в Москву или Санкт-Петербург, и заказ выполнялся в течение 8–10 дней. 

КУРСЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ 

Была еще одна возможность быстро получить желанный фасончик. В тюменской мастерской «Венский шик» Марии Калугиной за 12 часов шили любую изящную вещь. А если у барышни имелись талант к швейному искусству и желание быть всегда одетой модно, красиво и со вкусом (очень похвальное качество), то можно было записаться на курсы кройки и шитья. Кстати, уроки рукоделия давались в женской гимназии, так что тюменки, получив общее образование, могли и умело орудовать ножницами, и вышивать. Самыми популярными были «Курсы кройки и шитья по методике «ТЕОДОР» Шешуковой и «Школа кройки и шитья дамских и детских нарядов по французской системе «ВОРД» Калугиной». В 1913 году в городе работали 15 мужских портных, 10 мастерских по пошиву дамских и детских платьев. Для тогдашней Тюмени – очень хорошая статистика. 

ЗНАМЕНИТЫЕ МАШИНКИ «ЗИНГЕР» 

Шили обновы на машинках компании Исаака Зингера. Они пользовались большим спросом, в Тюмени их успешно продавали на улице Царской (Республики) в домах Ядрышникова, Воробейчиковой, Бабушкина. В Тюмени работали представители этой крупнейшей в мире фирмы. Существовало также «Русское Товарищество торговли машинками Попова и К» в Москве. Основано оно было в 1870 году, просуществовало несколько десятилетий. На машинках, проданных фирмой «Попов и К», изображалась собственная торговая марка. Кроме того, выдавались сертификат, паспорт, инструкция по шитью на русском языке. 

В магазинах предлагалось всё необходимое для шитья: иглы, ножницы, изящные наперстки, игольницы, нитки… Тюменские «Сибирская торговая газета» и «Календарь» Калугина извещали, где и что можно приобрести. Словом, благодаря стараниям фирм, доставляющим швейные машинки, сибиряки приоделись, прихорошились. 

ФАСОН ШЛЯП МЕНЯЛСЯ ЗА СЕЗОН ДО 40 РАЗ 

Настоящая модница имела в своем гардеробе множество самых разных шляп. В 19-м столетии считалось дурным тоном показаться в обществе без шляпы и перчаток. Наряд дамы красноречиво говорил, к какому сословию она принадлежит. В 1899 году насчитывалось более 10 тысяч форм этого головного убора. Из чего только не изготавливали шляпы: из итальянской соломки, бархата, плюша, шелка. И что удивительно – фасон шляпы мог меняться за сезон до 40 раз! Прекрасная половина, случалось, разоряла семейство в погоне за модной шляпкой. Стоил дамский головной убор от 5 до 25 рублей. А то и 200... Почувствуйте разницу: корова стоила всего пять целковых. 

Как известно, красота во все времена требует жертв. Огромные шляпы с широкими полями крепились булавками, отчего женский пол получал травмы. Проблемы не стало, когда такие фасоны устарели. 

Шляпы в Тюмень привозили купцы из Вологды, Ярославля, Москвы. Ездили за ними в Ирбитскую ярмарку. В 1730 году тюменская таможня пропустила 751 шляпу. 

Было налажено и местное производство востребованного товара. Купцы Битюковы в деревне Битюки Исетского района открыли в 1755 году шляпную фабрику. За семь лет выпустили 2000 солдатских, 500 гладких и 800 шляп с ворсом. Продукцию продавали в Тюменском уезде и самой Тюмени. 

В 1913 году «Сибирская торговая газета» дала забавное объявление: «Новость! Шляпы для лошадей, защищающие от солнечного удара. Необходимы для каждого имеющего хорошую лошадь. Удобно и легко. В Москве в течение одной недели разошлось более 1000 шляп. Образец можно видеть в конторе типографии А. А. Крылова». 

Впрочем, почему забавная новость? Наряжают же любители собак своих питомцев в модные одежки! 

РОТОНДА ВЕСОМ ТРИ КИЛОГРАММА 

Сибирский климат, конечно, не позволял барышням форсить в легких одеяниях, поэтому находчивые портные изобрели теплую накидку-ротонду. Из драпа да подстеженная мехом она спасала от пронизывающего ветра. Нежные женские плечи ради здоровья выдерживали три килограмма веса ротонды. Носили богатые тюменки и шубки из песца, лисы. 

Отравляла жизнь модницам наша неистребимая грязь. Приходилось надевать галоши под названием «Проводник». 

Любопытные заметки о горожанах оставил историк 19-го века Николай Абрамов: «При взгляде на жителей Тюмени в отношении к телесным свойствам и общественному здравию можно заметить, что они крепкого сложения, белолицы, румяны и вообще красивы, как говорится, кровь с молоком, особенно красив женский пол. Не говоря уже о молодых, даже и у людей около 60 лет в щеках играет румянец. Тюменцы живого характера, щеголеваты, трудолюбивы, смышлены, расторопны… Все почти здешние купцы и мещане, даже и молодые, не бреют бороды, но носят сюртуки. Женщины, даже некоторые и в купеческом быту, немолодые носят дома рубашки с широкими рукавами и узкими запястьями и сарафаны, подпоясываясь шелковым поясом. Отличительный наряд старух низких сословий при выходе из дома – покрывало на голове, или так называемая фата; она бывает ситцевой, шелковой материи или канаватная с золотом. Молодые женщины купеческого звания все одеваются в платья круглые, очень щеголяют богатыми нарядами и подражают столичным модам». 

ПЛАТЬЕ ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ 

Законодательницей моды в дореволюционное время в России была Надежда Ламанова. На показ ее моделей съезжались кутюрье со всего мира. Надя, оставшись сиротой с четырьмя маленькими сестренками, все же поступила в Московскую школу кройки и шитья. После окончания учебы устроилась работать в ателье мадам Войткевич. И здесь быстро раскрылся талант модельера Ламановой. В 24 года она уже смогла открыть собственное ателье. Ее клиентками стали примы императорских театров, богатые знатные особы. В середине девяностых годов 19-го столетия наряды у Ламановой заказывала сама императрица Александра Федоровна. 

Мадам Ламанова была удостоена звания официального поставщика императорского двора. Она создавала костюмы для московских театров и набиравшего моду синематографа. Причем творила удивительную модель прямо на женской фигуре, обернув ее тканью. Не только парижские мужчины-кутюрье могли удивлять мир своими шедеврами, но и русские женщины. 

НА СНИМКАХ: журнал для женщин; тюменские модницы. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукция автора/