ИСТОРИИ СТРОКИ 

История стальной магистрали, связавшей Европейскую часть России с Сибирью, тесно связана с именами двух знаменитых деятелей. В нынешнем году автору проекта постройки железной дороги Екатеринбург-Тюмень Евгению Богдановичу исполняется 190 лет со дня рождения, министру путей сообщения Константину Посьету – 200. И у нас прекрасный повод рассказать об этих людях и событии, которое разбудило жизнь провинции. 

ВЕСЁЛЫЕ ПАРОВОЗНЫЕ ГУДКИ 

Первым, кто предложил провести железную дорогу до Тюмени, был полковник Министерства внутренних дел России Евгений Богданович (1829–1914). 

В 1868 году он разработал проект Урало-Сибирской магистрали и настойчиво хлопотал перед правительством за осуществление своей идеи. С усердием, достойным похвалы, ему помогал богатейший на Урале и в Сибири авторитетный предприниматель Альфонс Фомич Поклевский-Козелл. Убеждал купцов, что «железка» нужна для торговли и для лучшей жизни. Тюменские купцы собрали на изыскательские работы 26 тысяч рублей, большую часть своих денег пожертвовал автор проекта. В знак признательности Богдановичу присвоили звание «Почётный гражданин г. Тюмени». 

Но сроки строительства отодвинули война на Балканах, волнения в Польше и Прибалтике. Лишь в 1882 году Александр III подписал указ о строительстве рельсового пути за казенные деньги. 

5 декабря 1885 года веселые паровозные гудки оживили Тюмень. На всем протяжении магистрали уложили стальные рельсы, изготовленные на Нижне-Салдинском заводе знаменитого промышленника Демидова. По этим новеньким рельсам в Екатеринбург в специальном поезде была отправлена делегация из Тюмени. 

В столице Урала в честь открытия железной дороги здравицы произнес Альфонс Поклевский- Козелл. О начале движения поездов тюменцы известили генерала- майора Министерства внутренних дел России Евгения Васильевича Богдановича. Он пророчески отметил: «…Ныне скромный, мало кому известный уголок на земном шаре, Тюмень, когда у подножья ее лягут первые рельсы, превратится в яркую точку, на которую обратятся любопытные взоры всего образованного мира». 

Евгений Васильевич Богданович родился 26 февраля (10 марта) 1829 года в Ялте. Происходил из старинного дворянского рода. Е. Богданович окончил Морской кадетский корпус, начинал службу на Черноморском флоте. Он – военный, политический и религиозный деятель. В 1878 году был избран старостой Исаакиевского собора. 

Как Богданович и предусматривал, с постройкой железной дороги Екатеринбург–Тюмень из Сибири в европейскую часть России хлынул поток зерна. Районы Поволжья, страдающие от неурожая, получили хлеб. А Тюмень сделала мощный рывок в развитии экономики. 

ВЫСОКИЙ ГОСТЬ ПРИБЫЛ НА ТОРЖЕСТВО 

В 1886 году Тюмень отмечала свое 300-летие. На юбилей города по железной дороге приезжал Константин Посьет. Его встретили со всеми почестями. Посьет утвердил проект Сибирской железной дороги Екатеринбург–Тюмень, при его же участии велись и строительные работы. 

28 июля 1886 года гласные (депутаты) городской Думы вручили министру Посьету диплом «Почетного гражданина г. Тюмени». 

В 1896 году на особом совещании Государственного Совета России накануне коронации Николая II обсуждался вопрос, каким быть Российскому национальному флагу? Именно Посьет утвердил символику белого, синего и красного цветов государственного флага России. 

Константин Николаевич Посьет (1819 – 1899) – деятель русского флота, адмирал, министр путей сообщения (1874–1888), член Государственного Совета (1888). 

Родился в Пярну (Эстония) 21 декабря 1819 (по новому стилю – 2 января 1820). Он потомок представителя древнего французского рода, приехавшего жить в Россию при Петре I. Морской офицер Константин Посьет зарекомендовал себя и как ученый. Его труд «Наставление по артиллерийской стрельбе и вооружение военных судов» был отмечен Демидовской премией Академии наук России. Посьет был участником экспедиции на фрегате «Паллада» 1852 года, которая ставила цель наладить торговые отношения с Японией. Среди дипломатической делегации на корабле был писатель Иван Гончаров, он служил в то время в департаменте внешней торговли. 

В Тюмени имена К. Посьета и Е. Богдановича носят улицы, об их заслугах перед городом рассказывают мемориальные доски на здании по ул. Привокзальная, 22 а. 

Имя Богдановича носит железнодорожная станция на Урале. 

«А Я ЕДУ ЗА ТУМАНОМ И ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ» 

Здание вокзала было построено на ул. Голицынской (Первомайской) в 1885 году. Старшее поколение вспоминает, что на месте нынешней Привокзальной площади стоял фонтан со скульптурами оленей, в скверике росли тополя и сирень. Пассажиры здесь с удовольствием отдыхали. В самом здании находился ресторанчик, где фирменным блюдом было мясо в горшочках. «Жигулевское» пиво тюменского приготовления продавалось не только в бутылках вкусный пенящийся напиток предлагали и в кружках. 

Кассы – направо. Налево – зал ожидания. Голову поднимешь – и пожалуйста вам – большая красивая люстра. А еще тюменцам запомнилась картина «Василий Теркин», украшавшая интерьер старого вокзала. Вспоминают, что на перроне всегда было шумно. Останавливались поезда, и торговки с вареной картошечкой, пирожками спешили к вагонам. Да и в наше время на любой крупной станции можно наблюдать похожую картину. 

От вокзала до ул. Республики дорога была проложена деревянными чурочками, тротуары по всей Тюмени – тоже деревянные. Примерно с 1949 по 60-е годы тюменцы вечеровали на заводах, фабриках, чтобы отработать по 100 часов. Заработанные деньги шли на благоустройство города. Трудились с охотой, весело, дружно. Бесплатно. 

В годы хрущевской оттепели в Тюмени случилось событие, о котором долго говорили горожане. Впервые Москва встречала участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов. А поезда с востока шли как раз через Тюмень. 

– Это было лето 1957 года, – вспоминает очевидец Майя Андреевна Смирнова. – Студенты из Китая, Японии, Индонезии, Вьетнама, Монголии в ярких национальных костюмах выходят на перрон. Их встречают комсомольцы, дарят букеты из ромашек и васильков, в небо взлетают белые голуби. Их выпустили парни и девчата (каждый встречающий принес с собой птаху). Музыка, песни, улыбки, иностранные и русские приветствия. Тут же, на перроне, молодежь танцевала. И это была неподдельная всеобщая радость, картинка, будто из хорошего старого кинофильма. 

В 1960-х годах тюменский вокзал встречал студенческие отряды и бригады, направлявшиеся осваивать нефтяной Север. Тогда, в 1964 году, со своей большой бригадой из Башкирии прибыл Ричард Аллаяров, Герой Социалистического Труда. 

– Люди ехали в Сибирь кто за туманом, кто за большими деньгами, кто покорять могучий край. Ту историю как-то надо отра- зить, – отмечал Валерий Иванович Борисов, будучи руководителем Управы Центрального административного округа Тюмени. Благодаря ему на Привокзальной площади высадили ели. Они облагородили пространство, привнесли уют. 

К столетию комсомола 18 августа 2018 года в сквере им. Пацко был торжественно открыт монумент «Молодым созидателям земли Тюменской». Идея увековечить в бронзе легендарное время освоения Севера принадлежит тюменскому благотворительному фонду «Комсомольское братство». Выполнена композиция по эскизу директора «Екатеринбургского художественного фонда» Сергея Титлинова. 

В то легендарное время Тюмень стала стремительно расти, превращаться в сибирскую столицу. Меняется жизнь – меняется и облик вокзала. В 1974 году новое здание построили. 

В начале XXI века в соответствии с духом времени провели его реконструкцию, теперь тюменский вокзал один из лучших в России. 

Из Тюмени поезда направляются во все стороны света. Можно добраться за рубеж: в Азербайджан, Белоруссию, Корею, Германию, Монголию, Китай… 

Железная дорога остается главной внешней коммуникацией города, и ничто в перспективе не умалит ее роли. Даже самолеты – самый быстрый вид пассажирского транспорта – не конкурируют с поездами… 

НА СНИМКАХ: мемориальная доска; памятник «Молодым созидателям земли Тюменской». 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/