ЭКСПОЗИЦИЯ 

В Тюменском музейном комплексе им. Словцова открылась персональная выставка Бориса Паромова «Меж двух миров». С одной стороны, это своеобразный творческий отчет мастера, с другой – презентация новых работ, выполненных в непривычном для Бориса Ивановича стиле. Творческий поиск продолжается. 

Всего на выставке представлено 230 работ, отражающих разные периоды жизни художника. Те, кто постоянно бывает в залах музея, конечно, со многими из них знакомы. Не раз я и мои коллеги писали об этих полотнах на страницах газет. Получается, мы пришли на встречу со старыми друзьями, а заодно открыли в знакомых чертах нечто новое. Такова сила подлинного искусства, заставляющая задуматься о тайнах бытия. 

Директор Тюменского музейно- просветительского объединения Светлана Сидорова на открытии говорила о символике работ Паромова, о связи поколений, когда автор выступает в роли проводника между прошлым и будущим. Проводника в самом широком смысле – от седой древности с ее языческими богами до космической эры. А возвращаясь к земным понятиям, Светлана Юрьевна напомнила, что в фондах музея хранится 12 полотен Бориса Ивановича и более ста его акварелей «Тюмень уходящая». Этой теме художник посвятил много лет своей жизни. Он рисовал уголочки и дворы старой Тюмени с их купечески-провинциальным образом, исчезнувшим под натиском современного мира. Много из того, что написал Борис Иванович, уже не существует в реальности, оно осталось только на картинах. Тем важнее их художественная и историческая ценность. Паромов не раз устраивал экспозиции, посвященные исключительно серии «Тюмень уходящая». Но на нынешней выставке почему-то решил обойтись совсем без нее. Хотя изображения старого города здесь все же присутствуют. Как и его любимая сирень, милые весенние цветы не раз встречаются на полотнах мастера, даже в космической интерпретации. 

То, что Паромов еще и прекрасный рассказчик, способный поддержать беседы на любую тему, знают все его ученики. Невозможно писать философские картины, не будучи в это глубоко погруженным. Известный преподаватель философии Станислав Ломакин на выставке решил поразмышлять о смысле бытия, но на это ушел бы не один час. Их с Паромовым связывает давняя дружба, Борис Иванович оформлял все книги Ломакина, а в сборник «Орион» даже писал собственные статьи. 

О символах говорила и куратор выставки, по совместительству жена и муза художника, искусствовед Наталья Паромова. Вот разве совпадение, что рядом с местом, где вырос современный музейный комплекс, стоял когда-то деревянный дом, в котором начинающий художник Боря делал свои первые эскизы. Наталья Александровна подчеркнула: все, что мы видим сегодня на выставке, современное искусство. О его концепции много спорят, предлагают разные, порой шокирующие, формы. Но она убеждена: если искусство не объясняет глубину человеческой сути, то это уже нечто другое. Борис Иванович остается собеседником своих зрителей, предлагая им взглянуть немного дальше привычного. Его картины словно окно в другой мир. 

Наталья Александровна сама ведет экскурсии, но не возражает, когда кто-то хочет осмотреть выставку самостоятельно. А о своем новом направлении – абстракции – рассказывает лично Борис Паромов. Благодаря экспозиции видно, насколько он многогранный художник. Здесь эпические полотна и миниатюры, портреты и натюрморты. Экскурсия начинается с триптиха «Сибирь», а дальше переплетаются языческие боги и христианство, военная тема и бытовые зарисовки, философия и космос. И все это переходит в абстракцию, которая, как утверждают многие искусствоведы, является квинтэссенцией космоса, и вершина всего – женщина, поскольку она дает жизнь. 

НА СНИМКАХ: Борис Паромов и его картины. 

 Юлия КОНКИНА, Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/