КУМИРЫ

Я встретила ее в полутемном зале Тюменской филармонии. На гастролях был Малый театр, шел спектакль «Горе от ума». На сцене – Юрий Соломин, Элина Быстрицкая, Борис Клюев. Нежданно смотрительница подсаживает рядом со мной женщину. Заинтересованно глядя на сцену, сначала не обращаю на нее никакого внимания. А потом повернула голову на одну из реплик соседки и поняла – передо мной Ирина Муравьева. 

За время спектакля (а она подсела во втором действии) перебросились всего парой фраз, но ее реакция на постановку была не менее интересной, чем само действо. На следующий день я увидела ее на сцене и в очередной раз поразилась, как органично у нее получается играть классику, ведь для нас Ирина, прежде всего, актриса современного кино. 

Народная артистка России Муравьева Ирина Вадимовна известна миллионам кинозрителей как неунывающая авантюристка Людмила Свиридова, провинциалка Нина Соломатина и как воспарившая над обыденностью инженер Надя Клюева. Судьбой ей была уготована творческая стезя. В театре Ирине Вадимовне посчастливилось играть с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Варварой Сошальской. Она снималась в фильмах с лучшими актерами страны. За роль Людмилы в кинофильме «Москва слезам не верит» полюбившаяся советскому зрителю актриса в 1981 году была награждена Государственной премией. Рассказывая о себе, Ирина Вадимовна всегда подчеркивает, что главным в ее жизни все-таки является не кинематограф, а театр. 

Ирина Муравьева, «самая обаятельная» женщина, родилась в Москве 8 февраля 1949 года. Ее отец, военный инженер Вадим Сергеевич, познакомился с мамой, Лидией Георгиевной, во время Великой Отечественной войны, освобождая ее из плена. В семье Муравьевых было две дочери, там царило строгое воспитание, созвучное с домостроем: сестер приучали уважать труд, нести ответственность за близких людей и за свои поступки, всячески поддерживался культ знаний. Мама, Лидия Георгиевна, как вспоминает актриса, была не только замечательной хозяйкой, она внимательно следила за их «моральным обликом», старалась, чтобы они всегда были «под присмотром». Впрочем, уже в 15 лет Ирина Муравьева «подкорректировала» мечту: в ней проснулась творческая натура, сначала сказалось «притяжение» литературы, а затем – театра. 

После четырехлетнего обучения в драматической студии при Центральном театре девушку в 1970 году приняли в труппу. Ирина Муравьева дебютировала на сцене в роли мальчишки Феди Дружинина, персонажа спектакля «2001 год» по пьесе С. Михалкова. Репертуар актрисы был достаточно обширным и разнообразным: Любовь Шевцова из Фадеевской «Молодой гвардии», Виола из Шекспировской «Двенадцатой ночи», Шура Тычинкин из «Сомбреро» Сергея Михалкова, образ Вороны из Андерсеновской «Снежной королевы». Юные зрители, ставшие уже взрослыми людьми, через много лет, приветствуя ее, напоминали об этом. 

Семейная биография Ирины Муравьевой не похожа на биографические бестселлеры многих оте- чественных деятелей искусства, по которым, как полосы на уличном переходе, проходят: свадьба, развод, свадьба, развод… В 1973 году она вышла замуж за режиссера ЦДТ Леонида Эйдлина, с которым впоследствии прожила в «согласии и в любви» 40 лет, воспитав двух сыновей – Даниила и Евгения. 

Говорить об их тесном круге, к сожалению, приходится в прошедшем времени, пять лет назад не стало Леонида Эйдлина. Их дети выросли в теплой творческой семейной обстановке и пошли по стопам родителей. Наверное, так и должно быть. Старший сын, Даниил Эйдлин, окончил Школу искусств (Блуа, Франция). Он – актер одной из парижских театральных студий и параллельно снимается в сериалах. Женат, воспитывает сына. За плечами младшего – Евгения – продюсерский факультет ГИТИСа. Дети Ирины Муравьевой ее любят и с большим уважением относятся к ней. Они единодушны в том, что самая лучшая ее роль – это роль мамы. 

«Ключик» к ролям, которые принесут ей всесоюзную кинематографическую славу, актриса Ирина Муравьева отыскала в телесериале «Разные люди». Первым полнометражным фильмом с ее участием стал детектив Самсона Самсонова «Чисто английское убийство». Помимо актерской игры, обсуждали и суперкороткую юбку героини Муравьевой. 

Приглашение Владимира Меньшова сниматься в фильме «Москва слезам не верит» было редкой удачей. Это же надо, чтобы режиссеру, когда тот смотрел телевизор, запомнилась в телеспектакле игра Ирины Вадимовны! Попасть сниматься на «крутой» фильм с достойным бюджетом… Но когда Ирина Муравьева впервые увидела снятый фильм, то засомневалась, расстроилась и расплакалась. Ей казалось, что все, что делала на экране ее героиня Людмила, – это ужасно, вульгарно. 

Фильм признали и оценили в мире. В 1980 г. американцы наградили режиссера «Оскаром». А президент США Рональд Рейган, по рекомендации своих советников, перед первой встречей с Михаилом Горбачевым просмотрел его раз восемь, чтобы понять «загадочную русскую душу». 

Сразу же после этого у Ирины Вадимовны началась работа в музыкальной мелодраме Татьяны Лиозновой «Карнавал». А через четыре года последовал новый взлет – «Самая обаятельная и привлекательная» – и роль Нади Клюевой. Наконец-то она практически сравнялась в возрасте со своей героиней (той также тридцать лет). Мелодраматический сюжет, замечательный актерский ансамбль (Александр Ширвиндт, Татьяна Васильева, Владимир Носик) обеспечили картине успех. 

Сейчас Ирина Вадимовна снимается редко и избирательно. Достаточно критически относится к сценариям и современному кинематографу. Фильмы она выбирает, откликаясь на предложения режиссеров, по каким-то своим внутренним принципам. Возможно, это оправдано: не надо «тратиться» на случайные картины. Среди ее киноработ последних лет – Анна Семеновна из комедии Елены Жигаевой «Самая лучшая в мире бабушка» (2010), эпизодическая роль в комедии Владимира Тумаева «Китайская бабушка» (2011). Обе эти роли отмечены премиями «Ника». А еще в ее репертуаре культовый сериал «Не родись красивой» (мама Кати Пушкаревой) и костюмная драма «Одна ночь любви» (няня Александры). 

Муравьева – человек с гармоничным сочетанием скромности, такта и достоинства. Она действительно универсальная актриса, ей по плечу все. Когда же ей в силу подковерных интриг в театре Моссовета попытались навязать роли неактуальные, серые, Ирина Вадимовна сказала режиссеру предельно ясно, что ее талант не соответствует его режиссуре, и ушла. С 1993 года она работает в Малом театре. Об этом Ирина мечтала – в полной мере проявить талант актрисы драматической. А что может быть лучше классического репертуара? 

Юлия КОНКИНА