ТРАДИЦИИ 

Рождество – это чудо появления Господа нашего Иисуса Христа на свет. С Его рождения начинает отсчет новая эра человечества.

Что удивительно, в противовес Пасхе Рождество у ранних христиан не считалось праздником. Отголоски этой древней традиции можно увидеть даже сегодня. Читаем в журнале «Логосъ» такие строки: «День именин, который по сути своей есть день воспоминания своего Крещения, до сих пор в церкви ставится выше по чести, чем день рождения. С точки зрения православной веры это логично – рождение в Вечность от Святого Духа несравненно выше рождения по плоти, которое должно окончиться смертью». Следует взять во внимание еще одно обстоятельство: первые века христианства – это время гонений на христиан. Они шли на мученичество за веру с надеждой на вечную, в отличие от земной, жизнь – в Царствие Божие. Открыто совершать свои богослужения, а значит, и отмечать праздники, у них не было возможности, поэтому число почитаемых событий было невелико. Рождество Христово «как церковное торжество» к тому моменту еще не сформировалось. 

Только к IV веку, когда гонения на христиан прекратились, Рождество вошло в круг важных праздников. Чем это объясняется? «К тому времени уже сформировался праздник Богоявления, включавший в себя одновременно память событий Крещения и Рождества Господня – в первом все три лица Единого Бога возвестили о себе, а во втором – одно из этих лиц приняло человеческую природу на Себя и явилось миру, – объясняют исследователи. – Поэтому особенности этих праздников в наши дни схожи: у обоих по-особому празднуется канун (Рождественский и Крещенский сочельники, названные так из-за блюда из пшеницы или риса – сочива, которое в этот день употреблялось в пищу); в оба праздника совершается литургия Василия Великого – она длится несколько длиннее привычной нам литургии Иоанна Златоуста, совершаемой в воскресные дни; в оба праздника вместо Тресвятой молитвы на литургии поются слова «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», обращенные к тем, кто в древности к празднику Богоявления сподоблялся стать членом единой Церкви». 

Потребность отделить Крещение от Рождества возникла по причине того, что христианство, все более укреплявшее свои позиции в Римской империи, по- прежнему страдало от языческих верований. По мнению ученых, один из выдающихся дней римского календаря – «непобедимого Солнца», или зимний солнцеворот. Судя по записям в одном из римских календарей, такой день выпадал на 25 декабря – по старому стилю, а по новому – на 7 января. В это время устраивались гуляния, основанные на идолопоклонстве. Празднество настолько увлекало всех, что даже христиане, забывая о своей миссии, вливались в него. Но двум господам служить невозможно! Вот почему было решено отмечать Рождество Христово именно в этот день. Такая традиция давала возможность посеять Божественное семя на языческую почву. И при распространении христианства в мире с течением лет вырастить из него добрые плоды. Так Рождество обрело особенный статус в череде праздников. Его христианский дух как бы переформатировал дух языческий, лишив последний основополагающих устоев. С тех пор хороводы, переодевания и прочие языческие атрибуты дня – не более чем забава. Даже в колядках мы видим отблески поворотных событий: 

«Божие ныне Рождество 

Соединяет торжество, 

Ангелы славу глашают, 

На земли мир воспевают. 

Себо Девая рождает 

И Утроба не истлевает 

Непорочная бывает…». 

Для особой торжественности в канун Рождества был установлен пост, призванный подготовить верующих к великому христианскому празднику. В само же Рождество привнесены традиции, связанные с рождением Богомладенца: Вифлеемская звезда, вертеп, ясли, прославление Богородицы и Христа и прочие. Таким вот интересным историческим путем Рождество Христово преобразовалось в один и самых важных праздников Церкви. И сегодня по значимости сравнимо разве что с Пасхой. Не только православный, но и не православный люд чтит его. Спешит в этот день в храмы, ставит свечи. 

«Рождество Твое, 

Христе Боже наш, 

Возсия мирови свет разума…», – поют в эту святую ночь в одном из тюменских храмов – Дмитрия Донского. И какое-то необыкновенное чувство ожидания счастья рождается в сердце. Рождество – это ведь не подарки в новогоднем чулке, не венок из наряженных еловых веток и не запеченный с яблоками гусь на столе! Это благодать, охватывающая душу оттого, что на свет появился Христос! Так было, есть и будет. Праздник напоминает нам о самом главном – как Бог ради спасения человечества стал человеком. 

Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ