К 100-ЛЕТИЮ КОМСОМОЛА 

28 декабря 1980 года с прибытием на станцию Уренгой (впоследствии она получила имя легендарного главы объединения «Тюменьстройпуть» Дмитрия Ивановича Коротчаева) было открыто движение по железнодорожной ветке Сургут – Уренгой. Составы повезли на север материалы для обустройства Новоуренгойского месторождения и строительства города Новый Уренгой. 

«Железная дорога дала большой толчок к освоению севера и развитию Тюменской области, – вспоминает путеукладчик комсомольско-молодежной бригады, Герой Социалистического Труда Виктор Молозин. – Я разговаривал со строителями жилья в Новом Уренгое – они везли блоки из Ленинграда, делая по дороге три перегрузки. Таким образом, теряли (ломался) девятиэтажный дом. А когда мы пришли в Новый Уренгой, они прямо с платформы брали эти блоки без всяких потерь. Стройка пошла другими темпами. Трубы тоже везли. Не успеешь километр пути положить, Коротчаев звонит – надо состав пропустить. По 70 вагонов с трубами пропускали почти каждый день. И это было по всей трассе. Не только на Ямале». 

На основе бригады Молозина был создан первый комсомольско-молодежный поезд №522, начальником которого стал Николай Доровских, а главным инженером – Владимир Лебедь. 

«А в 1982 году был уже Новый Уренгой, – рассказал Виктор Васильевич. – Как всегда, состоялся митинг. То ли в проект города вкралась ошибка, то ли в планы дороги, но наш путеукладчик дошел прямо до ресторана. На митинге говорю: вот, сколько лет дороги строю, и только первая привела прямо в ресторан. Придется вам нас приглашать. Секретарем горкома тогда был Евгений Козлов. Пригласил на банкет всю бригаду». 

На тепловозе первого пассажирского поезда, пришедшего в Новый Уренгой из Тюмени в ноябре 1985 года, был лозунг «Даешь Ямбург!» И ведь дали! 

«Я дошел до Ямбурга, – рассказывает Молозин. – Там у них был порт, и к этому порту я начал класть пути. Подхожу к Обской губе, смотрю: земли-то осталось всего 12 метров, а у меня звено – 25 человек! Что, говорю, земля кончилась? И мне: «Да!». Звено пришлось потом обрезать. Ну, а что дальше, спрашиваю. Как что? Обская губа, Карское море, Северный Ледовитый океан, Америка, отвечает…» 

Виктор Молозин приехал в Тюменскую область на строительство железной дороги к нефтяным и газовым месторождениям в середине 1960-х. Более тридцати лет, вплоть до 2005 года, возглавлял бригаду монтеров пути. 

«Вся жизнь моя прошла здесь, на трассе, – ностальгирует Молозин. – Я сейчас часто езжу по своей дороге. Вслед за ней выросли новые города: Ноябрьск, Когалым, Губкинский, Пурпе, Новый Уренгой… Я когда поехал через десять лет, не узнал её. С началом строительства мы, конечно, опоздали. Но, считаю, наверстали упущенное. Без железной дороги мы бы так быстро север не освоили». 

Из письма комсомольцев и молодежи, строителей железной дороги Тюмень – Сургут в XXI век: «Многие жили и живут в период освоения таежного царства среди болот, без электричества и радио, в небольших вагончиках... Не скрываем, иногда в таких кочевых условиях случались дни без хлеба, иногда письма от родных привозили на вертолетах через месяц, газеты вручали пачками за две-три недели... Но это не жалоба. Мы – оптимисты... 

Здесь мы учимся ценить дружбу и любовь, здесь мы навсегда связали свои судьбы – заводим семьи, здесь до хрипоты спорим о судьбах нашей страны, о том веке, в котором будете жить вы. Спорим о том, как вы через полстолетия оцените нашу самоотверженность...». 

НА СНИМКАХ: Виктор Молозин и его дорога. 

Владимир ЗУЙКОВ