ИСТОРИИ СТРОКИ 

Мужчина вынес во двор многоэтажки и положил на скамейку большую связку книг. Сказал: «Кому нужно – берите». Я выбрала «Морские рассказы» Константина Станюковича. В детстве смотрела фильм «Максимка» по одноименному рассказу этого писателя, а вот сейчас неожиданно обзавелась книжкой.

В нынешнем году исполнилось 175 лет со дня рождения К. Станюковича. Ему довелось побывать в Тюмени, особенно его привлекла пристань Туры. Сейчас большой интерес вызывает новый участок набережной. Словом, книжка подсказала мне тему публикации. 

ЧТО ВИДНО В ПОДЗОРНУЮ ТРУБУ? 

Константин Михайлович Станюкович родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Отец его был комендантом севастопольского порта и военным губернатором города, адмиралом. 

В 1854 году 11-летний Костя стал непосредственным участником обороны Севастополя. Из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к городу неприятельских войск и бежал к отцу сообщать увиденное. Он хорошо исполнял обязанности курьера. 

В конце сентября семья Станюковичей (у них было 8 детей) эвакуировалась в Симферополь. Отец, Михаил Николаевич, мечтал, чтобы сын пошел по его пути. Гордился наградами юного Кости: бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853-1856 гг.» и серебряной на георгиевской ленте «За защиту Севастополя». 

Судьба адмиральского сына, казалось, была предопределена. Станюкович учился в Морском кадетском корпусе. Лето 1860 года провел на борту учебного корабля «Орёл», которым командовал герой севастопольской обороны Ф.С. Керн. А осенью объявил отцу о своем твердом решении перейти в Петербургский университет. 

ВОКРУГ СВЕТА НА КОРАБЛЕ 

Адмирал Станюкович решил вразумить сына. Обратился с ходатайством к директору Морского кадетского корпуса контр- адмиралу С. С. Нахимову о назначении кадета Станюковича в кругосветное путешествие. 

В октябре 1860-го (за полгода до выпускных экзаменов) его отправили в кругосветное путешествие на корвете «Калевала». К этому времени кадет Станюкович уже почувствовал вкус литературного творчества (публиковался в журнале «Северный цветок»). 

Путешествия дарили ему впечатления и подсказывали сюжеты для будущих произведений. Гамбург, Лондон… На острове Ява Станюкович заболел лихорадкой, попал в лазарет Владивостока. После выздоровления в декабре 1861 года был произведен в гардемарины. Путешествие продолжилось: вот он уже в Сан- Франциско… В 1863 году гардемарина Станюковича отправили в Сайгон к капитану клипера «Гайдамак». Более месяца Станюкович наблюдал покорение Индокитая французами. Позже свои впечатления описал в повести «Вокруг света на «Коршуне». 

Литературные дела шли успешно. Морской офицер и писатель Станюкович сотрудничал с различными журналами. Его желание оставить морскую службу усилилось, что вызвало отцовский гнев. Но все же старый адмирал сдался, прислал телеграмму: «Против течения идти не могу. Согласен», и в 1864 году Высочайшим приказом по флоту Константин Станюкович был уволен со службы «…с награждением лейтенантского чина». 

«ЧЬИ ВЫ БУДЕТЕ?» 

Некоторое время он поработал учителем в сельской школе. Стал сотрудничать с революционным народничеством, за что его выслали в Сибирь. 

В 1885 году, по пути следования в Томск, Константин Станюкович прибыл в Тюмень. Город на Туре произвел на него своеобразное впечатление: «…Усталые, разбитые, грязные, увидали мы наконец Тюмень, первый сибирский город, разбросанный по оврагам, мрачный, грязный, с огромным белым каменным зданием на въезде. Нужно ли прибавлять, что это был острог? 

В гостинице мы несколько пришли в себя после путешествия. Пообедав, я отправился поскорее на пристань брать билеты и без труда получил для себя каюту II класса. Как характеристику нравов, отмечу следующую черточку. Когда я брал билет на пароходной конторке, молодой конторщик обратился ко мне с обычным сибирским вопросом: «Чьи вы будете и куда изволите ехать?». С тех пор это сибирское "чьи вы будете" уж не оставит вас нигде, куда бы вы ни зашли: в лавку ли, заговорили ли с пассажиром, после первых слов вам неизменно зададут этот вопрос. 

На пароходе уже толпились переселенцы. Пароход производил впечатление весьма удовлетворительное, каюты были чисты, и цена за девять дней пути относительно недорога (за место II класса – 14 руб., а за семейную каюту – по числу мест, по 16 руб. за место). 

Хотя Тюмень – один из очень старых сибирских городов (основан в 1586 году), жителей в нем, по суворинскому календарю, считается около 16 тысяч человек, и как перевалочный пункт он имеет известное значение, тем не менее никакой привлекательности не представляет. Деревянные низенькие дома, широкие пустыри, грязные и безлюдные улицы. Тюмень – главный пункт рассылки арестантов по дальнейшим местам. Здесь находится главная экспедиция о ссыльных. Здесь, в Тюмени, все уголовные арестанты распределяются по всем местам Сибири и отправляются партиями. Наплыв арестантов бывает так велик, что буквально и острог, и пересыльная тюрьма переполнены. Вследствие такой скученности тиф и другие болезни, разумеется, косят людей… 

Пароход отправлялся в два часа ночи. В десятом часу мы уже были на пароходе и уложили детей спать. Наш добрый гений, спутник-сибиряк, советовал мне запастись кое-какою провизией на дорогу и главное – хлебом, так как на пароходе все дорого, а иногда и просто бывает нельзя достать. Я поспешил отправиться снова в город. 

Город уже спал, только в некоторых домах светились огоньки. Стоял чудный, тихий вечер. Невольная тоска охватила меня, когда я проезжал по этим глухим, пустым, угрюмым улицам. Каково же живется человеку, не привыкшему еще напиваться с утра, в каком-нибудь еще более глухом захолустье, вроде Нарыма или Вилюйска?» 

«ТАИНСТВЕННЫЕ ЧАСЫ» 

Острый глаз писателя подметил: чем дальше от столицы, тем больше всякого беспорядка. Поезда двигаются медленнее, опаздывают. Станюкович удивился, что пароходы компании Курбатова–Игнатова отплывали только по ночам. Почему не утром и не днём? Он разговорился на пристани со сторожем, спросил: «Чем объясняются такие таинственные часы отплытия?». Оказалось, причина в арестантской барже. «По ночам удобнее провозить такого пассажира. Чего его среди бела дня всем показывать?» – ответил сторож. 

Станюкович плыл в Томск на пассажирском пароходе, который тянул за собой баржу с арестантами. Писатель узнал, что туго приходится переселенцам. (После отмены крепостного права многие крестьяне целыми семьями направились в Сибирь в надежде на лучшую жизнь. Люди мечтали поселиться на свободной земле, не терпеть более зависимость от барина). 

В Тюмени переселенцы ожидали отправки в «глубину сибирских руд». Писатель возмутился увиденным: «…Людей валили, как скот, в сараях, в хлевах, на открытом воздухе. В одном сарае поместили до 300 переселенцев, между которыми была масса больных».

Обычно отправка шла водным путем. На пароходы набивали людей по принципу: «сколько влезет». В 1883 году в Томск на барже «Тура» прибыла партия переселенцев в 2500 человек, втиснутых в пространство для 800 душ. Когда люди покинули пароход, были найдены умершие. Многие дети в пути заболели, им требовалась немедленная помощь. 

В том же 1883-м году в Тюмени был создан первый в Сибири благотворительный переселенческий комитет, возглавлял его пароходчик Иван Игнатов. Комитет построил на свои деньги 14 жилых помещений, баню, столовую, больницу. 

К началу 90-х годов 19-го века число крестьян, проезжающих через Тюмень на новые земли Сибири, достигло 80 тысяч. 

В Томске Константин Станюкович стал сотрудником «Сибирской газеты», где публиковал свои очерки и статьи. В путевых очерках «В далёкие края» рассказал о своём путешествии из Петербурга в Сибирь. 

После ссылки писатель жил в Санкт-Петербурге и Москве, продолжал литературную работу. Его рассказ «Максимка» особенно полюбился взрослым и детям. Завораживает стиль писателя, чувствуется душа, увлекает оригинальный сюжет. Читая это произведение, сопереживаешь и испытываешь гордость за Россию. Станюкович написал «Максимку» в 1896 году, а спустя много лет, в 1952 году, был снят одноименный фильм, он вошел в сокровищницу детских фильмов СССР. 

А ПО БЕРЕГАМ ТУРЫ… 

Прошло больше века с тех пор, как побывал в Тюмени замечательный писатель-классик. Много воды утекло… Тюмень превратилась в большой город и с каждым годом строится, хорошеет. 

Прежней пристани давно нет. Ходят по реке прогулочные теплоходы. 

Уникальная набережная стала любимым местом отдыха горожан и гостей. На ней смотровые площадки, прогулочные пешеходные зоны, фонтан-водопад, скульптурные композиции, посвященные истории Тюмени. 

В этом году набережная продлилась до старинного здания железнодорожной станции Тура, где и был писатель Станюкович. Сейчас идут работы по восстановлению зданий-памятников. 

Пешеходы с интересом знакомятся с новым обустроенным берегом. Здесь находятся легендарный Масловский взвоз, водонасосная станция, каменные пакгаузы (склады)… В этих местах и был писатель Станюкович. 

В прошлом веке город «отвернулся» от реки, оставив «за бортом» район, богатый историей. Сегодня сюда возвращается жизнь… 

НА СНИМКАХ: писатель К. Станюкович; на новом участке набережной. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/