ИСТОРИИ СТРОКИ 

У железнодорожного вокзала находится маленький сквер, который украшает улицу Первомайскую и создает уют. Прежний старинный вокзал не сохранился, он больше походил на пригородный, но и Тюмень была совсем иной – тихой, провинциальной. Место здесь примечательное, здесь дышит сама история.

ВРАТА ТЮМЕНИ 

В 1885 году открылась железная дорога Екатеринбург – Тюмень. История её появления связана с именем инженера- железнодорожника, члена совета министров внутренних дел Российской империи Евгения Богдановича. 

В 1866 году Богданович убеждал руководство страны: «В богатой Сибири столько хлеба, а районы Поволжья страдают от неурожая. На Урале сибирский хлеб нужен. Если сделать железную дорогу, быстро и выгодно по ней будут доставляться грузы». Богданович проехал по уральским и сибирским городам, разведал, оценил обстановку. 

Идею нужно было растолковать, донести до людей. За это взялся авторитетный купец Альфонс Фомич Поклевский-Козелл. 

– Железная дорога нам для торговли нужна, а людям – для жизни, – выступал он на Ирбитской ярмарке перед собравшимися. Люди проделали тысячи вёрст со своими обозами товаров. Столько времени ушло, пока добрались. Торговцы сразу уяснили, что дело хорошее, прогрессивное. 

– Железку нам, железку давай! – откликнулись купцы и подписали петицию царю. 

Так был поддержан проект железной дороги от Сарапула на Каме через Екатеринбург до Тюмени. В знак признательности в 1867 году автору идеи и проекта Богдановичу было присвоено звание «Почётный гражданин г. Тюмени». (Его имя носит улица Тюмени). 

В 1875 году Александр II издал указ о строительстве железной дороги. Но на Балканах славяне просили от России помощи. Война с Турцией отодвинула намеченный план. 

В 1882 году Александр III подписал указ о строительстве дороги на казённые деньги. На всём протяжении магистрали были уложены стальные рельсы, сделанные на заводе Демидова. В декабре 1885 года открыли железную дорогу Екатеринбург – Тюмень, связавшую Европу с Азией. 

По этой дороге в Тюмень добирались великий русский ученый Дмитрий Менделеев, сибирский «старец» Григорий Распутин, царскую семью везли из тобольской ссылки в Екатеринбург. 

Много знаменитостей повидал старый вокзал. Здание его было красивое, каменное. В 1974 году взамен поставили высотное, большое. После современной реконструкции тюменский вокзал вошел в тройку лучших вокзалов России. 

Любит народ поезда: едешь с комфортом, в окно смотришь. Из Тюмени поезда направляются во все стороны света. Можно добраться за рубеж: в Азербайджан, Белоруссию, Корею, Германию, Монголию, Китай… Из этих стран гости приезжают все чаще с деловыми визитами. Прибывшие туристы интересуются сибирским краем. Путник, ступив на землю пока ещё незнакомого ему города, первое впечатление получает от вокзала и пространства, что расположено возле него. Это – врата города, его визитная карточка, которая остается в памяти. 

ДОСТОЙНОЕ ИМЯ 

В 1936 году по инициативе Семена Пацко, возглавлявшего комсомольскую и партийную организации железнодорожного узла станции Тюмень, у Привокзальной площади посадили липы. Старшее поколение тюменцев обязательно вспомнит про скульптуру оленя с оленёнком. Имелись здесь и волейбольная, танцевальная площадки. Долгое время сквер оставался безымянным, в 1986 году в честь 400-летия Тюмени ему присвоили имя Семёна Пацко. 

Биография этого человека тесно связана с историей Тюмени. В 1942 году за 25 дней под руководством комиссара Пацко и начальника вагонного депо Кочеткова железнодорожники построили поезд-баню. Этот поезд имел 10 вагонов, пять телефонных и четыре радиоточки. На его строительство тюменцы собрали 177 664 рубля. Железнодорожники в годы войны трудились, выполняя и перевыполняя планы. В 1944 году руководители паровозного депо станции Тюмень, и Пацко в том числе, получили благодарственную телеграмму от самого Сталина. После войны Семён Пацко работал в обкоме КПСС, был делегатом XIX и XX съездов партии. 

В 1950-х Семён Константинович возглавлял штаб по строительству первой теплоцентрали (ТЭЦ), поддерживал и контролировал строительство предприятий, школ, по его инициативе создан сквер «Комсомольский». 

УНИКАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ 

На краю сквера им. Пацко в память о самоотверженном труде железнодорожников во имя Великой Победы в 1987 году установили паровоз ФД 21-3031. Прибыл он в Тюмень в 1941 году. Паровоз побывал под бомбежками, залечив раны, тянул поезда-тяжеловесы. Он дослужился до высокого звания «Лучший паровоз по сети дорог СССР». Работала на нём бригада машиниста Михаила Ковязина. 

В 2015 году в сквере открыли уникальный памятник «Железнодорожникам фронта и тыла». Монумент сложен из рельсов времён Великой Отечественной войны. Рельсы, смыкаясь, образуют арку – мост Победы. Левый пилон арки изготовлен из рельсов, которые собраны с мест, где проходили бои. Правый пилон сделан из тыловых рельсов восточных областей страны. В годы войны они были уложены в железнодорожное полотно, по которому на фронт переправлялись войска Красной армии, доставлялись техника, и всё необходимое. По этим рельсам эвакуировались миллионы граждан Советской страны, тысячи предприятий, вывозились с фронта раненые. Эти рельсы – свидетели горьких поражений и великих побед советского народа. 

Под аркой Победы – колокол, в него каждый может позвонить. Авторы памятника Сергей Титлинов и Александр Медведев. 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КЛУБ ИЛЬИЧА 

Многие тюменцы с ностальгией вспоминают клуб железнодорожников им. Ильича, который находился вблизи вокзала. Это было двухэтажное деревянное здание. В нём устраивали вечера отдыха, выступления самодеятельных артистов и, конечно, демонстрировали кино. В клубе работала музыкальная школа. Чтобы попасть в некоторые ее классы, приходилось пробираться за сценой. Юным музыкантам иногда ставили стульчики, и ребятня бесплатно смотрела фильмы, вот только изображение за сценой искажалось, получалось зеркальное отражение. Из-за чего и случались курьезы. Показывали какой-то детектив, на экране заключенный бежит в одну сторону, охранник стреляет – в другую, однако заключенный падает замертво… Юные зрители за сценой смеялись. Интересно, что думали в зале? 

Занятный факт приводит историк Игорь Ермаков: «45 лет назад появление большого светящегося панно на фронтоне здания вызвало настоящий ажиотаж среди тюменцев. На большом деревянном прямоугольнике, обтянутом материей, красовалась оригинальная картина: на первом плане Дед Мороз в красной шубе и… форменной чёрной фуражке восседал в кабине зелёного тепловоза, украшенного мигающими лампочками. Тепловоз, управляемый повелителем вьюг и холодов, тянул за собой длинный состав полуоткрытых товарных вагонов, доверху наполненных ярко-жёлтой кукурузой. Вверху, в центре невиданного доселе украшения, красовался рог изобилия с надписью «Вперёд, в 1980-й!». Вероятно, по замыслу авторов, это символизировало успешный путь к коммунизму, победа которого планировалась именно в 1980 году. По словам ветеранов Тюменского отделения железной дороги, оригинальное световое убранство клуба Ильича придумал начальник местных железнодорожников Николай Глотов. А его подчинённые из локомотивного депо – умельцы на все руки – воплотили задумку в реальность». Коммунизм в 1980 году не наступил, а ещё раньше, в 1976-м, клуб снесли, когда реконструировали привокзальную площадь. Не стало и скульптуры оленя. 

В бытность руководителя Управы Центрального административного округа Тюмени Валерия Борисова на Привокзальной площади высадили ели. Они облагородили пространство, привнесли уют. Валерий Иванович отмечал: «Надо насытить сквер оригинальными скульптурами: оленёнка, рабочего, геолога-изыскателя или даже картёжников. Разные на этот счёт поступили предложения от тюменцев. Люди ехали в Сибирь кто за туманом, кто за большими деньгами, кто покорять могучий край. История есть, её как-то надо отразить». 

Но пока монумент не появился. 

СТЕКЛЯННЫЙ И ПРИМЕТНЫЙ 

Возле сквера им. Пацко обращает на себя внимание здание ДК «Железнодорожник». Его выстроили в 1977 году по типовому проекту взамен клубу Ильича. Фасады и интерьеры эксклюзивные, они разработаны архитекторами Светозаром Заварихиным и Борисом Жученко. После реконструкции ДК получил более броский внешний вид, центральная часть фасада из голубого стекла. Славу дворцу принесли его творческие коллективы. Самодеятельный театр, народный хор Геннадия Цыбульского (сейчас он носит его имя) и оркестр народных инструментов Александра Андрюшкина. Между прочим, оркестр выступал в Колонном зале Дома Союзов в Москве и заслужил похвалу самого Шостаковича. 

У мэрии по традиции под Новый год горожане устраивают резиденцию Деда Мороза. К слову, настоящий Дед Мороз – Сергей Поздняков – ещё в 1990-х годах встречался с юными тюменцами. Тогда он работал в ДК «Железнодорожник» в должности зав. отделом молодежи. Как-то меня пригласили на детский праздник, что устраивал Сергей Юрьевич. Помню, было безумно весело и интересно всем – и малышам, и взрослым. В 1997 году этот увлеченный человек, обладающий артистизмом и чувством юмора, получил Гран-при в российском смотре Дедов Морозов. 

В ДК находится музей Тюменского отделения Свердловской железной дороги. Самый знаменитый экспонат его – легендарный царский стол. Для пополнения музейной коллекции немало сил и стараний приложил настоящий энтузиаст своего дела Владислав Тимофеевич Коптелов. 

НА СНИМКАХ: памятник из рельсов; сквер им. Пацко. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/