МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ 

В концертном зале тюменского Дворца культур «Нефтяник» состоялось событие, значимость которого трудно переоценить – на сцене выступил объединенный, баянно-аккордеонный оркестр, составленный почти из сотни музыкантов высшей квалификации.

Успех концерта, по мнению ряда экспертов, может сравниться лишь с триумфом духового коллектива Военно-морского флота США, оркестром, посетившим наш город два десятка лет назад с аналогичной программой. Тюменским коллективом руководит заслуженный деятель культуры РФ, профессор института культуры Лариса Михайловна Хоменко. 

Как складывалась ее музыкальная жизнь? В далекие 1950-е юная Лариса Шабанова однажды услышала чарующие звуки немецкого аккордеона. Это знакомый отца, фронтовик, играл на трофейном инструменте задумчивые ломбардские и тирольские мелодии. Для потерявших ощущение реальности слушателей мини-концерт, проходивший в одном из бараков-общежитий рабочего поселка Тын Шалинского района Свердловской области (в то время там проживала семья Шабановых), стал символом высшей красоты жизни, голосом из прекрасного далека. Как это сильно контрастировало с окружающей полулагерной атмосферой самогона и махорки, с «хромкой- галяшкой» в полторы октавы и фанерной балалайкой, под которую впору было исполнять односложные частушки на базе ненормативной лексики! Уцелевшие после войны баяны с примитивными кнопками-футорками, часто замененными пуговицами из старого дезабелья, мехами на основе кирзовых сапог – и те тогда были редкостью, – ценившихся очень дорого. О тембральных свойствах так называемых инструментов и говорить было нечего. 

По приезде в Тюмень Лариса уговорила родителей определить ее туда, где льются божественные звуки. И вот она в светлом платьице, с косичками, в новеньких калошах переступает порог музыкальной школы, где в отсутствии аккордеона ей предлагают изучать его советский аналог – двусторонний раздвижной пневмобаян. 

Конечно, первое впечатление от знакомства с инструментом было не самым радужным. Но вот из чехла, наспех скроенного из старой телогрейки, преподаватель вынул простреленный в двух местах, слегка пахнущий клопами баян довоенной марки «Кунгур». И… из-под волшебных пальцев Григория Андреевича Ульянова полились чудные звуки вальса «В лесу прифронтовом». Голосом, не уступающим по красоте Георгу Отсу, педагог запел: «С берез неслышен, невесом слетает желтый лист. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист….». Словно в забытьи сидела девочка в классе, с тех пор ставшим ей родным домом. 

Вскоре творческую жизнь Ларисы украсила еще одна восторженная личность – дирижер- «народник» Леонид Федорович Беззубов, прибывший в Тюмень (на родину своих предков) из Свердловска. Ученик и воспитанник первого директора музшколы в Тюмени В.В. Знаменского Л.Ф. Беззубов влюбил в себя всю музыкальную общественность нашего города! Красавец, поклонник Баха и поэт, он «всегда держал восторженную речь» и имел «кудри черные до плеч». 

Прошли годы. Лариса Михайловна с блеском окончила Уральскую консерваторию и спустя какое-то время со своим мужем и коллегой Виктором Васильевичем Хоменко переехала на постоянное место жительства в наш город. «И вот я снова здесь, и ты придешь обратно», – пел когда-то в своей известной песне Игорь Тальков… Так, собственно, и случилось. Не погрешим против истины, если скажем, что учебное заведение, где сейчас трудится Лариса Михайловна, стало у нас воистину градообразующим учреждением. В самом деле, Л.М. Хоменко знают в Клингентале, Москве, Санкт-Петербурге, не говоря уже о Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, городах, славных своей музыкальной традицией. Около ста лауреатов различных конкурсов – из числа ее учеников, а еще на ней кураторская и просветительская работа, и в кульминации – объединенный коллектив оркестра «Баян-каприччио», триумфальное выступление которого положило начало «новой эре» в культурной жизни нашего города. 

Творческая биография выдающегося человека – это своего рода музыкально-литературное произведение крупной формы, исполненное на высоте решения самых благородных задач. Лариса Михайловна поставила себя во главе организованного ею движения. Участники этого масштабного проекта – люди, несущие в себе отзвуки музыки сфер, возвышенные гармонии вдохновенных текстов и лучшие эмоциональные откровения мировой культурной цивилизации. Кстати, адаптацию «хитов» 1960-х годов специально для «усиленного» состава оркестра с блеском воплотил в жизнь старейший педагог колледжа искусства, сокурсник Ларисы Михайловны по консерватории, джазмен с известностью, выходящей за пределы РФ, Геннадий Михайлович Михалёв. 

Михаил ЯБЛОКОВ