РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ 

Вот вы в «Тюменской правде» пишете о православии. Давно хотела спросить: а зачем все-таки надо ходить в храм? Ну, я там понимаю, на Пасху или Рождество: праздники все-таки большие. Или, если сильно болеешь, за здоровье свечку поставить. А постоянно зачем? Я и так верю в Бога в душе. Мне не нужны посредники между мной и Богом. 

Вера Михайловна БОРОДИНА. 

г. Тюмень

«У меня Бог в душе, зачем мне ваши обряды, регулярное хождение в храм, посты и прочие внешние ритуальные действия. Главное, чтобы Бог был в сердце, а всё остальное – это человеческие выдумки», - многократно приходится слышать подобные утверждения от людей, которые называют себя верующими, но не желают исполнять того, что предписывает святая Церковь. 

Да, они заходят изредка в храм поставить свечку: выклянчить у Бога какую-нибудь подачку, просят покрестить детей, освятить машину, квартиру, офис, обвенчать и пр. Но чтобы начать жить по-христиански – ни, ни, ничего не хотим слышать и знать, мы верим в душе, Бог у нас в сердце, отстаньте от нас с вашими обрядами. Одним словом, отношение к храму у таких верунов, как к магазину. 

Но сам храм, само христианство им безразличны: Кто Такой Христос, что Он для нас сделал, что такое церковь, что там происходит, зачем всё это нужно и, в конце концов, что значит быть христианином? Нет, я верю в душе, а это всё мне не интересно, и так забот хватает. 

Примерно так рассуждает большинство из числа так называемых «захожан». По этому поводу в церковной среде даже родилась такая притча: «Многие современные крещёные люди бывают в храме дважды: когда их в пелёнках приносят на крещение и когда в гробу приносят на отпевание». 

В связи с этим не могу также не вспомнить один случай, который недавно со мной произошёл. Позвонила женщина и попросила освятить ей машину. Как всегда в подобных разговорах я попытался донести до человека духовную суть вопроса: что освящение – это не магический акт по созданию вокруг предмета (машины, квартиры и пр.) защитной ауры, а посвящение Богу. Освящённая вещь посвящается Богу, на служение Богу. В этом смысл освящения. Подразумевается, что человек всю свою жизнь посвятил Творцу и хочет, чтобы всё, что его окружает, также было посвящено Богу. Как молимся мы за каждым богослужением: «Сами себя и всю свою жизнь Христу Богу предадим». Соответственно, если мы свою жизнь Богу не посвящаем, не стараемся жить по заповедям Господним, то и освящение внешних предметов никакой пользы нам не принесёт, более того, может быть в суд и в осуждение. 

Апостол Павел пишет об этом в послании к коринфянам: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:27-31). 

Эти слова можно отнести не только к таинству Причащения, а вообще ко всем священнодействиям, совершаемым в Православной Церкви. Бездумное, холодно-формальное, суеверное отношение к церковным таинствам и обрядам; стремление получить от Бога благодать и помощь без покаяния, без желания изменить свою жизнь, избавиться от смертных грехов, без усилий сознательно войти в мир веры, – всё это не только бесполезно, но и духовно небезопасно: «многие из вас немощны и больны и немало умирает». В Библии есть ещё более жёсткие слова, обращённые к людям, которые вместо того, чтобы служить Богу, хотят пользоваться Богом: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер.48:10). 

Эти слова в равной степени можно отнести и к тем, кто совершает священнодействие небрежно, и к тем, кто небрежно его принимает. Поэтому всегда с тревогой и внутренней болью смотрю на многие сотни людей, пришедших на таинство Соборования, людей, которых в другое время в храме не видно, которые стоят с пустыми лицами, некоторые даже без крестиков, кто-то с какими-то амулетами или знаками зодиака, даже не понимая (а самое печальное, не желая понимать), что сейчас происходит. Их привлекла не любовь ко Христу, не покаяние, не переосмысление своей жизни. Их привлекло то, что в Соборовании, говорят, от болезней исцеляются. С неменьшей грустью наблюдаешь и за толпами пришедших за крещенской водой или ныряющих в прорубь, или освящающих куличи на Пасху. Дорогие, а где же вы в другие воскресные и праздничные дни? Почему заповедь: «Помни день субботний (воскресный. – Н.С.), чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему...» (Исх.20:8-10), остаётся для Вас пустым звуком? 

Вот я и спрашиваю эту женщину: 

– Когда вы были в последний раз на Исповеди, на Причащении? 

– Знаете, никогда, более того, я считаю, что исповедь – это обращение к Богу напрямую, без всяких там священников. С какой стати я буду чужому человеку открывать свою жизнь! 

– Тогда, может, попробуете и машину напрямую, без священника освятить... 

Подобный же вопрос всегда хочется задать и тем, кто утверждает, что Бог у них в душе и никакие внешние религиозные действия им не нужны: «Может, Вам тогда и детей в душе крестить, и венчаться в душе, и освящать, и отпевать тоже в душе». А то как-то нелогично получается. 

Что же стоит за этим, на первый взгляд, красивым утверждением: достаточно верить в душе? А ничего не стоит, пустота. Как, впрочем, и за многими другими современными броскими фразами и слоганами. Просто человеку лень что-то менять в своей жизни, прилагать усилия для достижения духовного совершенства, или он сильно прикипел к какому- то смертному греху и не хочет оставить его; или он настолько погряз в житейской суете, что начал видеть в ней смысл всей своей жизни и ни за что не хочет ради Бога от чего-то отказываться. Вот и выдумал красивую отговорку, чтобы успокоить свою совесть: ну я же верю в Бога, я крещён, я на Пасху в храм захожу, на Крещение в прорубь ныряю..., чего ещё нужно?! 

Да, верить в Бога в душе хорошо, но что такое вера и в какого бога верить, вот в чём вопрос. Когда современный человек говорит, что он верит, то чаще всего подразумевает под этим просто факт существования какой-то сверхъестественной силы. Обычно так и говорят: я верю, что где- то что-то есть. То есть человек в душе не в Бога верит, а просто допускает, что нечто, не относящееся к материальному миру, где-то скорее всего существует. Это нечто доброе: оно всё даёт, чего у него ни попросишь, а взамен ничего не требует. Такого вот карманного божка духовноленивый и духовнонерадивый человек себе выдумал. 

Конечно, подобные представления ничего общего с реальной верой и реальным Богом не имеют. Во-первых, вера – это не просто формальное признание существования чего-либо. Вера – это то, что стоит в центре моей жизни и определяет всю мою жизнь. Это те убеждения, вокруг которых строится вся моя жизнь. Что для меня в жизни главное, что для меня является высшим смыслом бытия – вот это и есть моя вера. Если я верю, что Бог – моё счастье, высший смысл моего бытия, если Бог действительно в моей душе и в моём сердце, то и вся моя жизнь будет складываться соответствующим образом. Моя вера будет видна из моих дел. Об этом же говорит и апостол Иаков: «...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:17-19). 

Бог – это не что-то. Бог – это конкретная, разумная Личность. Представьте, как бы дети оскорбили своих родителей, если бы называли их чем-то. У вас есть родители? Да, что-то такое есть. А ведь подобным отношением мы оскорбляем Бога. Для того человек и создан, чтобы познавать Своего Творца, любить Его, стремиться к единению с Ним. А вместо этого мёртвое: что-то, где-то... 

И когда человек приходит в храм и на вопрос: в чём смысл вашей жизни, отвечает: работа, дети, жена, родители, деньги, комфорт, образование и т.д., и т.п., то это говорит о том, что ни в какого Бога ни в какой душе он не верит, что он просто язычник, живущий чисто земными интересами, а Бог ему нужен только лишь для удовлетворения этих самых земных потребностей. И утверждение в подобном случае, что Бог у меня в душе – это не что иное, как самообман и признание собственного духовного безразличия и духовной лени. 

Необходимо также сказать, что вера – как живой организм: она может расти и укрепляться, а может, наоборот, уменьшаться и слабеть. Если человек трудится над своей верой, совершает дела веры, то она в нём крепнет и превращается в движущую жизненную силу и может развиться настолько, что для него ничего не будет невозможным. Ведь Господь говорит в Евангелии: «...ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Матф.17:20); 

Вера есть тот талант, о котором говорится в Евангельской притче о талантах: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф.25:13-30). 

Смысл ее в том, что дар веры получает каждый человек, кто- то больший, кто-то меньший, но – каждый. И только тот, кто трудом, исполнением заповедей Божиих и терпением возделает свою веру, преумножит её, взрастит это горчичное зерно в зеленеющее древо, приносящее духовные плоды, только тот получит от Господа одобрение и награду в этой жизни и в жизни вечной. А ленивый, закопавший дар веры в землю, то есть тот, кто всю свою жизнь посвятит земле, земной суете, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, как говорит об этом апостол Иоанн Богослов: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:16-17), тот будет осуждён, как нерадивый раб из притчи: «...а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». И не оправдает человек в день Суда свою духовную лень тем, что он «верил в Бога в душе». Потому что Бог смотрит не на слова человека, а на его дела. 

Священник Николай СУШКОВ