КУМИРЫ 

Актерам, достигшим зенита славы еще во времена Советского Союза, зачастую трудно привыкнуть к современному кинопроизводству. К этому типу относится Александр Збруев, который хоть и продолжает иногда сниматься, но не скрывает своего негативного отношения к нынешним фильмам. Чтобы уговорить его прочитать сценарий, нужно сильно постараться, и это удается лишь единицам. С другой стороны, он сыграл уже столько, что хватило бы на несколько жизней, о чем его коллеги могут только мечтать. 31 марта народный артист России Александр Збруев отметил свое 80-летие. И по данному поводу даже нарушил свой принцип – не общаться с журналистами.

Александр Збруев родился в Москве в семье актрисы и заместителя наркома СССР. Он не знал своего отца, его расстреляли, когда Саше было всего полтора месяца. А в скором времени семью опального партийного работника выслали в Ярославскую область, где Саша рос до пяти лет. Только в разгар Великой Отечественной вой- ны матери Татьяне Александровне удалось добиться возвращения домой, ведь здесь жил ее сын от первого брака Евгений Федоров. 

Юный Збруев много времени проводил в дворовой компании. В какой-то момент Александр хотел бросить школу, не видел для себя дальнейших перспектив, не мечтал ни о какой профессии и собрался работать водителем грузовика. Взяться за ум помогли мама и старший брат, буквально силой вынудившие его окончить школу. А затем предложили подать документы в театральное училище им. Щукина. Старший брат к тому времени уже был актером в театре им. Вахтангова и надеялся, его пример повлияет на Александра. 

Педагогом Збруева в Щукинском училище стал Владимир Этуш. Если изначально Александр относился к актерской деятельности скептически, то Владимир Абрамович сумел его заразить, и он в корне изменил мнение. Забросил хулиганские замашки и старую компанию, целиком погрузившись в учебу. Неудивительно, что после окончания училища в 1961 году Збруев сразу же был принят в театр им. Ленинского комсомола (ныне «Ленком»), которому верен по сей день. 

Молодой эмоциональный актер сразу прижился в труппе. Правда, два года играл второстепенные роли, пока в театр не перевелся режиссер Анатолий Эфрос, разглядевший в актере большой потенциал. Ему доверили роль молодого Лермонтова, где он предстал перед публикой в образе романтичного и пылкого дворянина. После премьеры Збруев сразу же стал известным в театральных кругах. 

В дальнейшем славу укрепила роль в спектакле «Мой бедный Марат» по произведению Алексея Арбузова. Запись этой постановки до сих пор считается эталонной. Позднее ученик Эфроса Петр Штейн, ставя свой вариант, опирался на тот, ленкомовский. В спектакле даже звучал голос Эфроса. А потом в театр пришел Марк Захаров, каждая постановка которого собирала аншлаги. И ни одна из них не обходилась без Александра Збруева. Гений сцены оценил пластичность артиста и его талант к перевоплощению. Сейчас Александр участвует как в классических постановках («Вишневый сад»), так и в современных, провокационных. А пять лет назад его назначили руководителем малой сцены театра. 

Но всенародную, особенно женскую, любовь ему принес, конечно кинематограф. Збруев дебютировал в кино в 1962 году, сыграв вместе с будущими звездами, Олегом Далем и Мироновым «Мой младший брат». Картина стала лидером советского проката, ее посмотрело более 20 миллионов зрителей. Незамысловатая история чем-то пришлась им по душе. Потом была лента «Пядь земли». Збруева сразу же утвердили на роль молодого лейтенанта, вынужденного героически держать оборону крохотного, но очень важного участка фронта. Уникальность картины в том, что она получилась насыщенной эмоциями, но при этом удивительно доброй и светлой. 

Збруев снимался почти каждый год. Режиссеры и зрители полюбили его за сочетание романтичности, простоты и мужественности. Он старался никогда не играть отрицательных ролей, поэтому даже его алкоголик в фильме «Одинокая женщина желает познакомиться» вызывает не отторжение, а сочувствие. 

Чаще всего Збруеву доставались роли молодых военных, тем более в 60–80 годах грянул настоящий бум лент о Второй мировой войне. Потом в моду вошли детективы и шпионские драмы, где типаж Збруева тоже был востребован. В частности, в 80-х актер сыграл штурмана флота в приключенческом фильме «Кольцо из Амстердама». 

Но вот наступили 90-е, кино почти не снималось, а если и делалось, то о криминале. Однако и тут Александр Викторович не затерялся, на помощь пришел режиссер Дмитрий Астрахан. Он предложил актеру драму «Ты у меня одна», где в центре сюжета была очень близкая для зрителей тема выбора между рутиной и потенциальной сказкой, тема предательства и любви. Героя в Америку приглашает молодая женщина, но он любит свою жену. То, что им может увлечься юная барышня, очень хорошо показано в ленте «Северное сияние», где в него влюбляется героиня совсем молоденькой Марии Александровой. О своей работе с мастером она вспоминает в каждом интервью. 

Мой любимый фильм с участием Збруева тоже снял Дмитрий Астрахан. Его оптимистичное название «Все будет хорошо» как нельзя лучше подходило для того кризисного времени. Да и сейчас, когда кто-то из моих друзей жалуется на жизнь, я предлагаю вспомнить ту легендарную сцену с плащом. А какую замечательную новогоднюю сказку замученным зрителям предложил Тигран Кеосаян. «Бедная Саша» и дуэт Збруева с Верой Глаголевой подарили нам ощущение праздника. 

В 2004 году Збруев заявил, что собирается уйти из кино. Это сообщение было настоящим шоком для преданных поклонников. Актера уговаривали остаться, но он был непреклонен. Только спустя десять лет сняли новый фильм «Кино про Алексеева» со Збруевым в главной роли. А вот на сцене он востребован до сих пор. 

Много пересудов вызывала личная жизнь актера. После четырехлетнего брака с первой красавицей советского кино Валентиной Малявиной он завел роман с Людмилой Савельевой, той самой, сыгравшей Наташу Ростову в «Войне и мире». И свою дочь они назвали Натальей. Уже давно не секрет, что Александр Збруев жил фактически на две семьи. У них с актрисой Еленой Шаниной родилась дочь Татьяна, которая пошла по стопам родителей и сейчас играет в «Ленкоме». Династию продолжает и его внучатый племянник Петр Федоров, известный по фильмам «А зори здесь тихие» (новая версия) и «Вы все меня бесите». 

Много лет назад Александр Збруев вместе с Еленой Шаниной, а также коллегами по «Ленкому» Александром Абдуловым и Ириной Алферовой (к тому моменту разведенными) приезжали в Тюмень со спектаклем «Карманный театр». Постановка сложная, не для развлечения, но они очень четко сумели передать настрой и философские мысли драматурга Кокто. К сожалению, полноценных гастролей «Ленкома» в нашем городе не было, поэтому о встрече со Збруевым остается лишь мечтать. 

Юлия КОНКИНА