1 сентября 1582 года отряд казаков под командованием Ермака отправился в Западную Сибирь. Так ли это?

В историю Тюмени вписано имя легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича.

Наверное, из всех великих людей России только с ним связано столь огромное количество легенд, мифов, исторических загадок. И все это – «кладезь» для туристического маршрута.

Как звали Ермака?

Не известны ни дата рождения, ни происхождение атамана. Историки дали ему семь имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. «Ермак» – это прозвище или сокращенный вариант имени? – тоже неясно. Одни летописи называют Ермака донским казаком, другие – волжским или «выходцем откуда-то с Нижней Чусовой».

В 1807 году в Москве вышла книжка «Жизнь и военные деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранные из российских и иностранных писателей», в ней приводятся подробности из жизни атамана: «Ермак родился в обширных странах, лежащих между Волгою и Доном, от простого казака имени Тимофея. Будучи юношей, он отличался храбростью и проворством на войне и охоте, чем обратил на себя внимание начальства. Его дружбы искал даже сын казачьего атамана Хорлу. Но случай в самом начале разрушил так счастливо складывающуюся жизнь. Молодой повеса питал слабость к прекрасному полу и нередко в общении с ним переступал границы приличия. Однажды Хорлу застал его в роще на интимном свидании со своей сестрой и пытался убить, однако в запальчивости наткнулся на собственную саблю и смертельно ранил себя. Ермак, получивший легкое ранение в руку, счел за лучшее оставить Дон и бежать на Волгу. На пути в Астрахань встретился с купеческим караваном, шедшим из Персии в Казань. Крепкий юноша приглянулся купцам, и они взяли его в число вооруженной команды. Недалеко от Казани на караван напала шайка разбойников и, уничтожив охрану, разграбила его. Ермак в этом сражении проявил такую отвагу, что пираты пощадили его жизнь, а потом избрали своим атаманом».

Подтвердить эту версию не может ни один источник, но гипотеза о донском происхождении Ермака упорно держится. А в летописи «Сказание Сибирской земли» говорится: «О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его. Дед его был суздалец, посадский человек, жил в лишении. От хлебной скудости сошел во Владимир… Его звали Афанасий Григорьевич Аленин. И тут воспитал двух сынов, Родиона да Тимофея, и кормился извозом, и был в найме на подводах у разбойников. В Муромском лесу был пойман и сидел в тюрьме. А оттуда бежал с женою и детьми в Юрьевец Поволжский. Умер, а дети Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую, в вотчины Строгановых, где породили детей… У Тимофея дети: Гаврила да Фрол, да Василий. И оный Василий был силен и велеречив, и остр. Ходил у Строгановых на стругах по рекам Каме и Волге. И от той работы принял смелость. И, прибрав себе дружину малую, пошел от работы на разбой…Звался атаманом, прозван Ермаком». Историки это «генеалогическое» сказание воспринимают как ненаучную фантастику, вымысел, хотя бы уже потому, что выходец из простонародья да еще в 16-м (!) веке не мог писать «откуда рождение его».

В наше время новых достоверных сведений о Ермаке не появилось, зато мистификаций добавилось сполна. Например, есть версия, что «Ермак был не кем иным, как представителем кераитского княжеского рода Ер-Маров, носил имя Ер-Мар Темучин, а за Урал пошел с целью вернуть своему роду захваченный узурпатором княжеский трон». И уж совсем далеко зашел в творческом воображении писатель Левинтов, делая предположение, что Ермак был из Кафы (Керчи), «вероисповеданием крещеный еврей, из католиков. А звали его Евсеем Коломбо, и приходился он внучатым племянником Христофору Колумбу».

И невозможно узнать нам всей правды о человеке, жившем более 400 лет тому назад. Даже древние сибирские летописи, в которых приводятся сведения о Ермаке, написаны в 17-18 веках. Очевидцев событий уж не было в живых, из третьих уст записывались сведения, поэтому искажение имен, расхождение в трактовке событий неизбежны. Судьба Ермака удивительна: сначала он был судовым работником, ходил у Строгановых на стругах по Каме и Волге, а затем по каким-то причинам сменил жизнь на вольную и, будучи казачьим атаманом, занялся разбоем, но грабил только богатых, доводилось ему и царскую казну «шарпать». После же похода в Сибирь бывший разбойник стал самым славным и популярным героем на Руси. «Родом неизвестный, душою знаменитый» – эта карамзинская меткая формула стала хрестоматийной по отношению к Ермаку.

Столица Тюменского ханства

Точно не известно, когда же начался поход Ермака. Пока историки думают-определяют дату, на коробках конфет помещается информация: «Отряд казаков в 540 человек под командованием Ермака 1 сентября 1582 г. отправился в Западную Сибирь…». И помещается репродукция картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

В летописях совершенно по-разному рассказывается о походе Ермака, потому такой разнобой в трактовке событий. Директор Института гуманитарных исследований ТюмГУ, доктор исторических наук Александр Матвеев заостряет внимание на том, что в тексте Кунгурской летописи используются личные местоимения: «мы подошли…», «мы взяли…», стало быть, писал ее непосредственный участник тех событий. Казачье войско дошло до Оби, Самаровские горы были взяты 20 мая воскресным утром 1582 года. Летописец дает очень точную хронологию, исследователи проверили ее – да, все совпадает! Значит, не в сентябре, а в мае Ермак уже был на сибирской земле.

Часть краеведов утверждает: легендарный атаман никогда не был в Тюмени.

Председатель Фонда им. Ермака Тимофеевича Николай Фролов развеял это ошибочное мнение, сославшись на старые летописи. Ермак был в Чимги-Туре (на месте этого города вырастет современная Тюмень). Но только как долго? Тут возникают расхождения в трактовке событий. В Строгановской и Есиповской летописях отмечается, что дружина не задержалась надолго в Чимги-Туре, последовала дальше. А в Кунгурской летописи говорится, что она оставалась здесь целых девять месяцев и только весной следующего года двинулась к Искеру (Тобольску). Эту версию многие ставят под сомнение, во-первых, бездействие и медлительность были не в обычае атамана, а во-вторых, древняя татарская столица Чимги-Тура к моменту прихода русских была брошена обитателями. Существует также два мнения, где именно была битва дружины Ермака: либо в Бухарской слободе (Зарека), либо у Чимги-Туры (где выстроен стадион). Но так или иначе, временная стоянка дружины Ермака на территории будущей Тюмени стала судьбоносной в истории нашего города. Царские воеводы Василий Сукин и Иван Мясной, в 1586 году пришедшие вслед за Ермаком к берегам Туры, поставили вблизи Чимги-Туры град Тюмень.

Древний татарский город интересен своей историей. Чимги-Тура была столицей Тюменского ханства, вассального государства Золотой Орды. Как отмечает археолог Наталья Матвеева, «Чимги-Тура хотя и недолго, но блистала на политическом небосклоне Центральной Азии. Здесь объявляли войну и заключали мир, принимали иностранных послов, плели дворцовые интриги. Сюда приходили караваны бухарских и самаркандских купцов, прибывали дипломатические миссии, приезжали шейхи – проповедники ислама, знатоки письменности и литературы Востока. Город был одним из форпостов мусульманской культуры в Западной Сибири. О ранней зависимости тюменских земель от Золотой Орды говорит тот интересный факт, что в 1399-1401 годах в Чимги-Туру бежал Тохтамыш (тот самый, который взял хитростью Москву) после поражений, нанесенных ему сначала Тамерланом, а затем ханом Заволжской Орды Темир-Кутлуем. На некоторое время он даже захватил бразды правления Тюменским ханством. Но Тохтамыш так и умер в Чимги-Туре, не вернув себе золотоордынского трона; он был убит одним из сибирских ханов.

О возникновении Чимги-Туры есть несколько преданий. В одном из них говорится, что построил ее Тайбуга, наследник первого тюменского хана, свергнутого своим подданным по имени Чимги. В благодарность за то, что новый хан не только сохранил ему жизнь, но и сделал своим военачальником, Тайбуга основал себе ставку на р. Туре, в честь Чинги назвал ее Чингидином. А позднее ее имя превратилось в Чинги-Тура или Чимги-Тура. Другая легенда гласит, что когда великий Чингисхан занял Бухару, то один из подвластных ему людей, Тайбуга, сын хана Мамыка, владетеля Казахской орды, выпросил себе у Чингисхана в управление места по рекам Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре. Таким образом, название городу дано в честь Чингисхана».

160-4-2Располагался он на Царевом городище. Это место за зданием музея «Городская Дума», громадный стадион выстроен как раз в самом центре Чимги-Туры.

Археологи Наталья и Александр Матвеевы убеждены, что этот древний город достоин изучения, но, к сожалению, земли на Царевом городище расхищаются под постройки, культурный слой уничтожается. Проведение раскопок поможет дать ответы на многие вопросы. Например, иногда звучит утверждение, что на территории Исторического сквера существовало ханское кладбище. Его здесь не было, это легенда, отметили ученые.

В Сибири Ермака ждала неминуемая гибель и слава…