ИСТОРИИ СТРОКИ 

В старину каждая православная семья обязательно имела иконы: скромные или настоящие шедевры. Теперь это не только уникальные произведения искусства, но и свидетели давней истории. Что святыни могут рассказать? Какие они творили чудеса? Где в Тюмени можно увидеть эти образцы древней живописи?

В ЭКСПЕДИЦИЯХ СПАСАЛИ СОКРОВИЩА 

В 1939 году во время экспедиции в город Березов сотрудники Омского музея (тогда Тюмень входила в состав Омской области) обнаружили уникальные холсты в разрушенном Воскресенском храме. Лики святых валялись в… мусорной куче. Когда их начали реставрировать, открылись подписи: «1800 г., Тобольск». Значит, написаны они в Тобольских епархиальных мастерских, где трудились выходцы с Западной Украины. 

На иконе Успение Богородицы сохранилась и надпись благотворителя, как бы сейчас сказали – спонсора. Это купец Андрей Сергеевич Семёнов. Вполне вероятно, это он изображён на полотне. Среди людей, одетых в священнические одежды, явно выделяется человек в белой рубашке, его взор направлен не на Богородицу, а в небо. Так иконописец увековечил человека, сделавшего доброе дело – заказавшего написать образ. Мы же должны быть благодарны омскому ученому Андрею Фёдоровичу Палашенкову, спасшему лики святых от уничтожения, и сотрудникам Тюменского музея изобразительных искусств, собравшим богатейшую коллекцию икон. 

Музейщики ездили в экспедиции по Тюменской области. Первым делом шли к представителям власти и в милицию. Спрашивали: «Где у вас тут самая старая деревня?». Милиция знает всё. Денег на приобретение икон давали мало, но ведь и время было не нынешнее, да и люди другие. Частенько сотрудникам музея просто отдавали образа, дескать, бабушка умерла, от неё осталось, выбросить жаль да и грешно. Держать в доме иконы в эпоху атеизма было вроде как стыдно. Куда их девать? И тут музейщики оказывались очень кстати. 

Сейчас многим интересно узнать, во сколько оценивается старинная икона? Но дело не в материальной ценности. Хотя, конечно, всё имеет свою цену. Она зависит от уровня профессионализма. Если писана в известной мастерской – уже большой плюс. Далее – смотришь, какая традиция, учитываешь сложность сюжета, какой материал, есть ли позолота и т.д. Народная или академическая? До революции Сытинская типография печатала образа. Штамповали их, как консервные банки, теперь такая бумажная икона стоит 1500 рублей. Цену рукописной определяешь только после экспертизы. 

Хочется напомнить слова известного писателя Владимира Солоухина: «Собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа». 

Некоторые батюшки предлагают отдать музейную коллекцию в храмы. Но это государственная собственность. Верующий или неверующий человек пришёл в музей, это не важно. Главное – дать ему знания об иконе, её истории. К тому же таким образом у неверующих появляется интерес к церкви. 

КТО ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА СИБИРИ? 

На протяжении веков возникло несчетное число образов Богоматери. Сейчас насчитывается 600, но это малая толика того, что есть. Например, в общеизвестных каталогах образ Чимеевской Божией Матери не значится. Почему? Сначала святой лик почитается на месте, потом его рассматривает Синод и лишь после икону включают в официальный каталог. 

В Тюмени была особо почитаемой Богоматерь Знамение. Она прославилась чудесами. По легенде, в 1169 году суздальцы хотели захватить Новгород. Одна из стрел угодила в икону, и средь бела дня тьма напала, суздальцы обратились в бегство. Город был спасён. С тех пор новгородцы стали считать эту икону святыней. И когда новгородцы пришли в Сибирь на постоянное место жительство, за основу создания местной иконы они взяли святыню своего города. Так появилась Абалакская Богоматерь Знамение. Она является хранительницей Сибири. По преданию, икона написана в 1637 году тобольским протодиаконом Матфеем «после видения одной благочестивой вдове». Хранительница для Сибири была необходима, так как строились города-остроги, их приходилось охранять. Мы знаем, что Кучум недружелюбно встретил пришельцев. 

Интересна икона 18-го века Богоматери Нечаянная радость. Она написана по книге драматурга, писателя Дмитрия Ростовского. Пётр Первый прочил его в архиепископы, но Ростовский собирал материалы для главной книги своей жизни «Четьи-Минеи». Царь направил к нам Филофея (Лещинского), с чьим именем связано появление в Сибири первого театра. А по произведениям Ростовского в Тобольской семинарии ставили рождественские постановки. 

Благодаря Филофею (Лещинскому), митрополиту Сибирскому и Тобольскому появился в Тюмени великолепный Свято-Троицкий монастырь. Сейчас у стен его находится памятник этому святителю, много потрудившемуся в деле укрепления православной веры и на просветительском поприще. 

У многих православных самым любимым является святой Николай Чудотворец. К нему обращались по любым обстоятельствам жизни. У каждого святого, говоря мирским языком, – своя «специализация». Например, Святая Варвара – покровительница строителей, артиллеристов; Симеон Верхотурский лечит от запоев; а Никола Чудотворец – покровитель всех стихий: воздушной, земной, водной. Он помогает путникам. 

Храмы Николаю Чудотворцу ставились в речных портах, на вокзалах. Человек, отправляясь в путь, брал с собой иконку с изображением этого святого. Никола покровительствовал и торговцам, а через Тюмень шли торговые караваны, город был купеческим, устраивались богатые ярмарки. Все, кто занимался хлебопашеством, рыбным промыслом, коневодством, нуждались в помощи Николы. Праздник его отмечается дважды в году: 9 мая, когда пробуждается, воскрешается природа. Никола покровительствует всему живому, и зимой – 19 декабря. 

В Тюмени Крестовоздвиженская (Никольская) церковь находится на улице Луначарского, 1 (кстати, бывшей Никольской). Это район Ямской слободы, там издревле останавливались все путешественники, следовавшие в «неведомый» край за Уралом. 

Сибирякам покровительствовали местные святые: например, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, у старообрядцев – святой Мирон. 

ГДЕ БЫЛИ ИКОНОПИСНЫЕ МАСТЕРСКИЕ? 

Недалеко от Тюмени, в селе Рафайлово, находился Свято- Троицкий монастырь, в котором работала иконописная мастерская. Иконы рафайловского письма были популярны среди старообрядцев Сибири и Дальнего Востока. В 1638 году при архиерейском доме открылись мастерские, где долгие годы трудились профессиональные мастера. В Ишиме была иконописная мастерская Багишева, в ней работало около 20 профессионалов и художников-самоучек. В Тюмени на рубеже 19-20 вв. известность получила мастерская Караваева. В 1624 году уроженцем Великого Устюга Спиридоном была выполнена икона Знамение Божией Матери для тюменской Знаменской церкви. Это первая датированная сибирская икона, а Спиридон является основателем знаменитой династии купцов Иконниковых. 

Спрос на «образцы хорошей живописи на досках» был большой, население в основной своей массе православное, потому иконописцы без заказов не сидели, даже конкурировали меж собой. Кстати, людей, писавших святые лики, в старину называли богомазами. Потом так стали звать не очень искусных мастеров. 

Художники-профессионалы, прежде чем приступить к работе над иконой, выдерживали пост, духовно себя настраивали. Авторство своё не ставили, так как считалось это делом божьим, человек – инструмент в руках Бога. Народные умельцы не получали идеологического образования. Писали иконы в силу своего дарования, на оборотной стороне доски ставили даже цену, например, 1 руб. 50 коп. Конечно, наиболее ценны иконы профессиональных мастеров. Особо любимы были творения московских иконописцев, так называемое строгановское письмо. Такие иконы очень красивы, изящны. 

Считается, что любая икона творит чудеса, так как она намоленная, несёт духовную силу. 

НА СНИМКАХ: Свято-Троицкий монастырь; тюменская икона. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора и иеромонаха Филиппа ЩУКИНА/