ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

Помните дядю Степу из детских книг? Высокий такой, улыбчивый гражданин приятной наружности. И моряк, и милиционер – настоящий советский супермен, который использует свой удивительный рост, чтобы помогать людям и делать разные хорошие дела. А теперь представьте, что когда-то он был не дядей Степой, а просто Степой – маленьким мальчиком. Или вовсе – девочкой... Женей, скажем. И не когда-то, а прямо сейчас, в наше время. Представили? Вам только-только в школу идти, а вы уже выросли выше самого высокого баскетболиста. И что, спрашивается, с этаким ростом делать?

Для начала поселиться в книжке. Жить в книжке все-таки удобнее, чем в реальном мире, – особенно если вас придумал добрый и заботливый автор, такой, как Мария Бершадская. Однажды она приехала в Тюмень, чтобы встретиться с юными читателями, пришла в библиотеку им.Чехова и удивилась. Цикл историй "Большая маленькая девочка" рассчитан на детей семи-десяти лет, а в зале собрались ученики средних и старших классов, которые ни одной из двенадцати книжек в глаза не видели. Но Мария Бершадская не зря провела множество встреч с читателями, и вообще человек она отчаянный, поэтому выход из положения нашла. Такой же, как до нее испанка Элия Барсело, а после – француженка Эммануэль Мезоннёв... Она сама стала книгой, выступив в роли дописьменного сказителя, который транслирует слушателям свои истории, пользуясь не только словами, но и всеми средствами невербальной коммуникации, самим обаянием своей личности. 

Начала с себя. То есть с портретов, которые ей заочно нарисовали ученики московской школы "Золотое сечение": "Они все мои книжки читали и очень меня ждали, но не знали, как я выгляжу, даже моих фотографий никогда не видели. И им учительница предложила меня нарисовать". Каково же было потрясение писательницы, когда ее взгляду предстала целая галерея портретов воображаемой Марии Бершадской! А таково, что она попросила эти портреты в подарок и теперь с их помощью играет с ребятами в игру "Похожа - не похожа?" – заодно сообщая о себе некоторые интересные факты. 

Писательница родилась и живет в Минске, училась в московском ВГИКе, работала в документальном кино, пишет сценарии для мультфильмов и мультсериалов, у нее вышло несколько книг детских стихов, в процессе написания сложная повесть для подростков. Она часто ездит к родителям в Израиль, преподает русский и литературу в частной школе. Но совсем не похожа на "заслуженную учительницу" с одного из портретов. А на кого похожа? 

От внутреннего писателя легко перейти к внутреннему огурцу девочки Жени, большой и маленькой одновременно: "Я родилась самой обычной девочкой, но почему-то росла очень быстро... Папа говорит, что у каждого человека, даже если он уже вырос, есть еще какой-то внутренний рост. Я понимаю, как растут цветок или огурец. Их нужно поливать. Что нужно делать для этого роста внутри, я не понимаю. Гулять под дождем? Петь песни? Есть какую- нибудь полезную гадость? Может быть, внутри меня растет невидимый и удивительно прекрасный огурец, и с каждым днем он становится больше. Это было бы здорово, я люблю огурцы. А еще я люблю рассказывать разные истории. Наверное, мой внутренний огурец от этих историй растет". 

Бершадская называет свой цикл книжкой-календарем: каждая история – месяц из Жениной жизни, и в каждой происходит событие, которое каким-то образом меняет девочку, помогая ее внутреннему огурцу немного подрасти. Например, в первой книге Женя вместе с родителями и старшей сестрой переезжает из маленького города, родного и привычного, в большой – незнакомый и чужой. Новое место, новые люди, никогда не видевшие таких больших девочек... "Вообще я точно такая же, как все другие семилетние девочки, – уверяет Женя. – Терпеть не могу, когда меня разглядывают или считают какой-то особенной". 

Кстати, Женя наведалась в Тюмень вместе со своей создательницей, совершенно такая, как на обложке первой книги "Как приручить город" – длинноногая, с черными косичками, в красном сарафане и полосатой футболке, только не нарисованная, а кукольная, с улыбкой на лице. Так что не сомневайтесь: город она "приручит" и подружится с мальчиком Мишкой, и дальше переживать внутренний рост они будут уже вместе. 

Откуда вообще взялась эта большая маленькая девочка, где писательница ее отыскала? "В себе, прежде всего. Все мы немножко великаны, все немножко не помещаемся в окружающий мир, как-то в него не вписываемся. Женя, с одной стороны, похожа на меня, и на меня в детстве в том числе. В чем-то она похожа на мою младшую дочку. Это такой собирательный образ человека, снаружи он уже вырос, а теперь растет и меняется внутри. Это история про любого человека, мне кажется, даже про взрослого..." 

Бершадская не боится сложных недетских тем. Так, в седьмой книге Женя и ее друг впервые сталкиваются со смертью. "У Мишки заболевает дедушка, и мне, – отмечает писательница, – очень хотелось об этом поговорить. Но когда я написала книжку про смерть, я поняла, что надо писать про любовь, срочно...". И написала. Книжка так и называется – "Про любовь". 

По идее, расти внутренне можно до бесконечности, особенно если ты девочка, большая ростом, но маленькая годами, а значит, ничего не мешает Марии Бершадской устами Жени рассказывать все новые и новые истории. Кроме одного – ей не интересно идти проторенным путем. Поэтому доведя свою героиню до восьмого дня рождения, писательница решила сделать перерыв: 

"Я хочу вернуться к Жене, когда ей будет тринадцать лет. Потому что в этом возрасте я вообще ничего про нее не знаю и не представляю, как она будет выкручиваться». 

НА СНИМКЕ: Мария Бершадская. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/