ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ 

«Кто слышал гармонику, тот ведает, колико внутренность вся от игры ее потрясается…». Дрожащая струна согласно вашим нервам возбуждает дремлющее сердце, ибо музыка, приводя внутренность в движение, делает мягкосердцие в нас привычкою». 

А. Радищев 

Приведенные выше замечательные слова выдающегося русского писателя составляют своего рода золотой фонд отечественной литературно-музыковедческой науки. Если прибавить к этому пассаж из одного оригинального произведения Николая Семеновича Лескова, то мы получим полное представление о музыкальной культуре России: «Чтобы слышать, подражай примерно гуслеигрателю, как тот, подклоняя низу главу и слух прилагая к пению, подвизает бряцанье рукою. Так, купно струнам, художне соударяемым единым со другими, гусли песнь издают, и гуслеигратель веселится, сладости ради медовныя». 

Согласимся, что сей «высокий штиль» мало знаком современнику, привыкшему судить о музыкальной культуре обиходными понятиями. Нередко от слушателей узнаешь, что в большинстве требуется «что-то повеселее». Действительно, в настоящее время протяжная, в глубине веков отечественной истории возникшая песня практически вытеснена ритмизованной звуковой культурой со стандартным двухдольным метроритмом (120 оборотов в минуту)… И лишь в специальных «хранилищах», в среде специализированных учебных заведений сегодня можно услышать то, чем восхищались выдающиеся мыслители прошлого. 

Известно, что Л. Толстой любил слушать своего земляка-балалаечника Ваню Фоканова, когда тот виртуозно исполнял задумчивую песню «Выйду ль я на реченьку». Следуя порывам своей более чем оригинальной натуры, Лев Николаевич рекомендовал сановитым господам срочно покинуть залы оперных театров с их скучнейшими (!) вагнеровскими трехчасовыми «Лоэнгринами» и «Парсифалями», прибыть к нему в Ясную Поляну и окунуться в неисчерпаемое море реальной народной культуры. 

Несмотря на неизбежные утраты, особенно в годы лихолетий, русская песенная и инструментальная культура не только сохранилась в значительной степени, но и умножилась количественно и качественно за годы после революций ХХ в. 

Только в послевоенный период в СССР было открыто более ста специализированных учреждений – училищ, институтов культуры, консерваторий и т.п., где готовились кадры достаточно высокого профессионального уровня. В 1956 г. в Тюмени на базе детской музыкальной школы было организовано музыкальное училище, на одном из факультетов которого изучались народные инструменты. 

Наиболее яркие выпускники названного учреждения в марте с.г. организовали масштабные праздники народной музыки. Не будет преувеличением сказать, что это были триумфальные концерты. Ни у кого из присутствующих не возникло сомнений по поводу будущего нашей национальной инструментальной традиции. Корпус источников-опусов музыкального народного творчества пополняется как минимум в арифметической прогрессии. 

Исполнителей-виртуозов становится так много, что они уже «потеснили» скрипачей и пианистов. 

Первый гранд-концерт состоялся в переполненном зале ДК «Строитель». Бессменный руководитель баянно-акоррдеонного оркестра Лариса Михайловна Хоменко (выпускница Тюменского музучилища 1963 г.) показала насыщенную виртуозную программу из классической и народной музыки. За честь выступить с таким маститым коллективом считают народный артист РФ, профессор Виктор Романько (Екатеринбург), Виктор Герасимов, заслуженный артист РФ, профессор из Челябинска, выпускник нашего музучилища 1974 г. (оба – баянисты международного уровня). 

Слушателями концерта стали не только и не столько люди немолодого возраста, в зале собрались поклонники чистого искусства из числа учащихся вузов, молодые люди. 

Следующим крупным событием в жизни нашего города явился юбилейный концерт педагога колледжа Михаила Николаевича Дьякова, выпускника 1964 г. Звучали композиции и оригинальные аранжировки маститого автора (за последние 16 лет им выпущено около 20 сборников пьес и обработок песен для учащихся школ, училищ и вузов). Особенно понравились слушателям композиции в исполнении «головокружительных» виртуозов, бывших учеников маэстро Дарьи Бронниковой и Анастасии Лоховой, покорившие зал блестящей техникой и благородством туше и портаменто. 

И, наконец, завершил баяно-фестивальный сезон творческий вечер другого замечательного выпускника Тюменского музучилища – Валентины Андреевны Скрипник (выпуск 1969 г.). Помимо блестящих концертных номеров различных коллективов – ансамблей и оркестров, где «первую скрипку» ведут ученики В.А.Скрипник, концерт украсили потрясающие по технике и выразительности выступления юных баянистов Никиты Гладченко и Олега Сапегина, уже сегодня «обремененных» множеством дипломов престижных турниров и состязаний. 

Замечу, в каждой отрасли искусства есть свои «святые». В области баяна это всемирно известные Виктор Гридин, Анатолий Трофимов, Юрий Шишкин и другие. Немногим ошибемся, если в числе «месточтимых святых» мы укажем благородных «фанатиков» своего дела Ларису Хоменко, Михаила Дьякова и Валентину Скрипник, чьи имена уже украшают фронтон величественного здания нашей национальной народной культуры, чьи ученики уже сейчас выбирают не дискотеки и стадионы, а классы-кельи, где оттачивается филигранная техника, где хранится все лучшее, что есть в русском и мировом мелосе, где отрабатываются «высокие технологии», решаются аппликатурные задачи-головоломки. С тем, чтобы из пассажа возвышенных «каденций» извлечь луч яркого света. 

По выражению одного из публицистов, народ – это не простое собрание определенных групп людей, а сонмище наиболее светлых личностей, тех, кто отмечен печатью святости. Думается, А.Радищев и Н.Лесков именно о таких людях писали свои произведения. Именно такие люди подвигнули писателей на литературный подвиг.  

Михаил ЯБЛОКОВ