КУЛЬТУРА  

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ? 

На этот вопрос специалисты дают совершенно противоположные ответы: народные инструменты медленно умирают; народные инструменты вновь займут достойное место благодаря государственной поддержке. 

Оптимисты разделяют вторую точку зрения, но одного оптимизма мало. 

Наш собеседник – Л. М. Хоменко, заслуженный работник культуры РФ, профессор Тюменского института культуры, зав. секцией баяна, аккордеона, гармони областного методического центра при Тюменском институте культуры. 

– Лариса Михайловна, какое мнение разделяете вы? 

– Конечно, второе. Но я согласна и с тем, что одного оптимизма недостаточно, необходим профессиональный анализ обстановки, в которой оказались сегодня народные инструменты, и огромная работа по их сохранению в нашей национальной культуре. В настоящее время, к сожалению, не только в Тюмени, но и во всей стране снизился их престиж. А ведь баян, гармонь, аккордеон имеют прекрасную историю в России. И наш город тоже внёс свой вклад в развитие народной музыки. Вспомним имена выдающихся тюменских музыкантов и исполнителей. В. В. Знаменский, Б. Н. Шишкин, Г. А. Ульянов, Л. Ф. Беззубов – именно эти люди создали в нашем городе богатейшие традиции исполнительства на народных инструментах. Старшее поколение помнит времена, когда во многих клубах, общеобразовательных школах были кружки и любительские оркестры русских народных инструментов. На народное отделение в музыкальном училище конкурс доходил до 7–8 человек на место. 

– Кстати, как обстоят дела с набором на эти отделения в музыкальных школах? 

– Музыкальные школы переживают трудности. Но дальновидные руководители находят пути поддержки «народников». В школе искусств «Гармония» выделены бюджетные места по классу баяна, которые, естественно, не остаются без учащихся. Набор идёт. Бюджетное обучение – это одна из эффективных форм решения проблемы. Безусловно, нужно искать и другие способы привлечения внимания к народным инструментам. Здесь многое зависит от руководителей. Они должны постоянно анализировать сложившуюся ситуацию, вовремя реагировать на негативные проявления и, конечно, болеть за судьбу народных инструментов. 

– Многие ли выпускники музыкальных школ идут учиться дальше – в колледж искусств, в вузы? 

– К сожалению, нет. В подавляющем большинстве и ребята, и их родители не видят перспективы специальности. Выбирают профессии, которые могут обеспечить материально. Низкая заработная плата исполнителя и педагога, дорогие концертные инструменты – кого это может вдохновить? Если и дальше так пойдёт дело, то через несколько лет ни преподавать некому будет, ни учиться. 

– И всё-таки наверняка есть те, кто решает посвятить жизнь народной музыке… 

– Есть. Но после колледжа искусств они в основном выбирают столичные вузы, едут в Москву, Петербург. 

– А каково отношение к народным инструментам в других странах? 

– В Австрии, Германии, Франции, Китае ситуации иная, насколько мне известно. Там понимают: народная музыка – это мощный пласт художественной культуры, основа духовного потенциала нации, поэтому всячески поддерживают «народников». В Китае, например, существует государственная программа по обучению на баяне и аккордеоне. Там выпускают инструменты для исполнителей разного возраста (за что отвечает определённый работник правительства). Мамы, дети которых обучаются игре на этих инструментах, получают государственные выплаты. И вот результат: на престижных конкурсах в Германии китайские музыканты занимают призовые места. Ежегодно именно в Китае российские ведущие исполнители проводят мастер- классы и дают концерты. 

– У нас как будто тоже дела обстоят благополучно: постоянно проводятся конкурсы юных исполнителей на народных инструментах. Но на одном из них меня вот что поразило: зал пуст, публики нет, ребята выступают перед жюри. Грустное зрелище… Может быть, для повышения престижа народных инструментов стоит приглашать на конкурсные выступления учащихся общеобразовательных школ, а не ориентироваться лишь на профессионалов? Это могло бы стать хорошей формой популяризации народных инструментов… 

– Здесь нужно думать. Конкурсы – это прекрасная форма профессионального совершенствования, но народные инструменты нуждаются в целенаправленной масштабной просветительской и пропагандисткой работе, чтобы люди осознали их значимость. 

– Ещё одно негативное мнение о конкурсах: в последние годы участие в них стало платным. Но не у всех родителей есть возможность оплатить участие ребёнка в подобном мероприятии. И многие талантливые дети остаются «за бортом». 

– Нужна программа поддержки юных музыкантов. Этим должны озаботиться руководство школ, комитеты по культуре города и области. 

– Известно, что вы являетесь инициатором и одним из организаторов конкурса исполнителей на народных инструментах имени Г. А. Ульянова. Многие музыканты ждали это событие (15 марта выдающемуся тюменскому музыканту и педагогу Ульянову Г. А. исполнилось 100 лет). Однако оно не состоялось. Конкурс отменён или перенесён? Жаль, что такой важный информационный повод в культурной жизни города остался без внимания. 

– Очень жаль. Профессор Романько отмечал значение этого конкурса: «Тюмень всегда была и остаётся кузницей талантливой молодёжи – исполнителей на народных инструментах. Народное инструментальное искусство является важной составляющей культурного наследия России». Будем надеяться, что конкурс всё- таки состоится, как заявлено, осенью. Но наш коллектив отметил значительную дату: мы посвятили концерт столетию Г. А. Ульянова. 

Ваш оркестр «Баян- каприччио» – лауреат многих престижных Международных и Всероссийских конкурсов – тоже отметил знаковое событие – 15 лет со дня создания. По мнению многих ценителей музыки, коллектив ведёт огромную просветительскую работу. 

– Это цель коллектива, которая существовала изначально и которой мы никогда не изменяем. За эти годы дано более 100 концертов в Екатеринбурге, Челябинске, Ханты-Мансийске, Тюмени, других городах и посёлках нашей области; подготовлены такие программы, как «Восхождение к музыкальному Олимпу», «Созвездие талантов», «Земля родная, гордимся мы тобой», «Поклонимся великим тем годам» и т.д. 

– Концерты «Баян- каприччио» собирают полные залы… Людей разного возраста. 

– Да, мы стараемся быть интересными для всех поколений. Вот уже несколько лет объединяем музыкантов разных направлений и жанров. Кроме того, мы сотрудничаем с ведущими музыкантами страны: народным артистом РФ, профессором Уральской консерватории Виктором Романько, заслуженными артистами РФ Ларисой и Виктором Герасимовыми, другими известными исполнителями. У нас даже было совместное выступление с французскими музыкантами Доменикой Эймолин и Романом Жбановым. 

– Хотелось бы передать некоторые отклики слушателей на юбилейный концерт «Баян-каприччио», прошедший 27 февраля: 

«Уникальный коллектив – и по репертуару, и по участникам. Молодые талантливые музыканты!». 

«Этот оркестр – гордость города!». 

«Ларисе Михайловне удаётся объединять разные жанры, разных исполнителей. Это большой труд и необыкновенный дар!». 

«Браво талантливому педагогу и музыканту!». 

– Спасибо. 

– А на какие средства существует оркестр? 

– Самый сложный и больной вопрос. Мне, как руководителю, и оркестрантам-преподавателям института культуры доплачивает вуз (ректор Шишкин). Но в нашем коллективе играют молодые педагоги из других учебных заведений, которым тоже необходим заработок. Нужны деньги на содержание инструментов, на рекламу. Мы ведём работу по поиску средств, но пока что самое главное наше достижение – энтузиазм молодых музыкантов. 

– А гранты? Это хорошая система поддержки талантливых проектов. 

– Неоднократно с этим вопросом обращалась в администрацию области. Однако получала один ответ: музыкантам гранты не выделяют. 

– Неужели в положении о грантах обойдено такое направление, как народные инструменты? Руководство города и области должно понимать, что такой подход, мягко говоря, неправильный. 

– Надеемся достучаться до сердец наших руководителей. 

– Хочется в это верить. Возможно, этому поспособствуют и такие высказывания авторитетов: 

– В. Герасимов, заслуженный артист РФ: «Тюмень и Тюменская область обладают уникальным коллективом, способным решать сложные творческие задачи и представлять народное инструментальное искусство Сибири на любом уровне – от регионального до международного». 

– Е. П. Дербенко, заслуженный деятель искусств, композитор: «Исполнение оркестра отличается гибкостью, музыкальностью, техничностью. Дирижёр Л. М. Хоменко заслуживает всяческих похвал!». 

– З. И. Алёшина, заслуженная артистка РФ, профессор: «Это состоявшийся самобытный профессиональный коллектив, который является гордостью Тюмени. И он нуждается в поддержке и внимании официальных властей». 

Хорошо бы сохранить сложившие в Тюмени традиции исполнительства на народных инструментах, чтобы потом не пришлось возрождать утраченное. 

НА СНИМКЕ: «Баян-каприччио», солист аркестра – Марк Власов. 

Беседовала Лариса БОГДАНОВА