ИСТОРИИ СТРОКИ 

8 Марта очень любят представительницы прекрасного пола. Мужчины говорят комплименты, дарят подарки, цветы, помогают по хозяйству – словом, становятся настоящими джентльменами. Жаль, что этот праздник раз в году. 

А как отмечался День 8 Марта в первые годы Советской власти в Тюмени? Местная газета «Трудовой набат» поможет нам заглянуть в прошлое.

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ СОВЕЩАНИЯ И СОБРАНИЯ 

О предстоящем празднике «Труднабат» (1923 г., № 51) напомнил броским объявлением: «Работница! 8-го Марта празднуется день объединения пролетарских женских масс в могучую единицу труда на борьбу против капитала. 

Каждый праздник увеличивает ряды борцов за улучшение своего положения. 

Работница, которая еще не организована в профсоюзы, иди и запишись к 8-му Марта, помни, что только в единении и просвещении залог победы. Мы призываем тебя увеличить наши ряды в этот день! 

Спеши записаться в школу грамоты к 8-му Марта, без просвещения ты не поднимешь своей квалификации, не сможешь участвовать в государственном строительстве, не улучшишь своего положения». 

Газета также извещала, что 8 Марта в клубах Тюмени состоятся собрания и торжественные совещания женщин. Читка докладов на актуальные темы тогда организовывалась повсеместно. Требовалось просвещать и воодушевлять малограмотных и неграмотных пролетарок, вселять веру в новую жизнь. И «Трудовой набат» для агитаторов был хорошей подмогой. 

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕНЬ ВСЕГО ПРОЛЕТАРИАТА» 

Передовица газеты (1923 г., № 53) рассказывает о рождении праздника. «Этот день является праздником не одних женщин. 8 Марта – памятный исторический день для пролетариата всего мира. 

Первый день работниц был организован американскими женщинами в 1909 г. под лозунгом требований политических прав для работниц. Предоставление избирательного права стало насущной мировой потребностью. 

Конференция социалисток в Копенгагене в 1910 году решила ежегодно проводить день работниц в международном масштабе под лозунгом «Избирательное право для работниц для объединения сил в борьбе за социализм». 

В России Международный день работниц впервые праздновался в 1913 году, где он ознаменовался большим митингом на Калашниковской бирже в Петрограде. В 1914 году работницы добились празднования этого дня. Открыто была проделана вся подготовительная работа: намечены районы общих собраний работниц, подготовлены специальные статьи для газеты, воззвания и пр. Но хищное царское правительство накануне празднования арестовало и посадило в тюрьму всех, активно участвующих в подготовительной работе. Это открыло перед работницами другой лозунг дня, а именно: «Свержение самодержавия». 

В 1918–1919 гг. Международный день работниц проходит под лозунгом «Укрепление красного фронта и отражение натиска мировой буржуазии». 

В 1920 г. день работницы является призывом к объединению работниц всего мира около III Коммунистического Интернационала, свержения власти буржуазии и капитализма, практический же лозунг «Объединение сил трудящихся на бескровном фронте, восстановление транспорта, борьба за хлеб и уголь». 

В 1923 году, когда рабочий класс всех стран поставлен буржуазными правительствами под угрозу новой войны, которая неминуемо повлечет за собой новые жертвы, еще больший голод и разорение и еще большую смертность детей, Международный день работниц должен пройти под общим лозунгом «Единого рабочего фронта». И поскольку в Советской России в данный момент сказывается возможность поставить на очередь повседневные запросы и нужды труженицы, лозунгом дня также является поднятие квалификации труда работниц, поднятие культурно-просветительского уровня, организация быта на общественных началах в целях быстрого раскрепощения работницы и крестьянки от ее повсеместных забот и вовлечения ее в строительство Советской республики. Это есть основная задача государственных, кооперативных, профессиональных органов и Коммунистической партии». 

«РАСКРЕПОЩЕНИЕ РАБОТНИЦЫ» 

Женский праздник в советское время был сильно политизирован, поэтому публиковалось множество информации идеологического толка: «При царизме работница ничего не слышала о своем раскрепощении. Казалось, что жизнь неизменно требовала от пролетарки только жертв. Непосильный труд, тяжелая беременность, скверные роды, голодное существование, беспризорность детей, пьянство и побои мужа – все это обычные явления, изо дня в день сопровождающие жизнь работницы, заполняющие содержание ее быта. 

Что такое охрана материнства и младенчества, что такое охрана труда, что такое социальное воспитание детей – она и слыхом не слыхивала! 

Многое изменилось вместе с Октябрем, вместе с властью рабочих. 

Стал пересматриваться и быт работницы. Скоро поняла она значение общественных учреждений. Усвоила пути, ведущие к освобождению ее личности, дающие ей возможность заняться и тем, до чего – охота. 

Пришла помощь – ясли, детские дома, столовые. Работницы всей своей массой ушли в строительство этих учреждений. В первые три года революции, несмотря на войны, рабочая республика покрылась сетью учреждений, раскрепощающих работницу, изменяющих ее быт. Работница окрепла, выросла. На брак свой стала глядеть иначе – если нет согласия, никто друг друга не держит, «иди с богом». Развод стал обычным делом. И на ребят, родившихся вне брака, и на мать, приживших их, стали смотреть иначе – не только не обидно, а так по-простому, «ничего-де это не отличается от законного супружества». Раньше, бывало, каждый норовит обругать, теперь – помочь советом, а то и всем, чем может. Колесом закружилась новая жизнь». 

Возле этой заметки помещены портреты двух выдающихся женщин эпохи, на которых должны были равняться пролетарки: «Клара Цеткин, вождь германского пролетариата, и тов. Коллонтай, вождь русского женского пролетариата». 

«ОТЧИСЛИТЬ ОДНОДНЕВНЫЙ ЗАРАБОТОК!» 

Пропаганда возымела действие. На общем собрании работницы фабрики «Пламя» решили отчислить в пользу безработных женщин и беспризорных детей свой однодневный заработок. Женщины союза кожрабочих пожертвовали полдневный заработок. Работницы 1-й гостипографии в пользу материнства и детства, кроме отчисленной половины заработка, взялись за организацию «школы по поднятию квалификации женщин». А вот на собрании сотрудниц Губфинотдела «Доклад о Международном дне работниц» выслушан равнодушно. После доклада – молчание. Вопросов нет. Молча приняты резолюция, предложенная месткомом в контакте с Коммунистической партией, и приветствие женщин-работниц мира. Слабо. Работницы Губфинотдела, не мешает вам взять пример с печатниц и кожработниц!» – заключает хроникер тов. Шутов. Вот не захотели сотрудницы губернского финансового отдела делиться своими кровными – и всё тут! Куда приятней тюменкам было узнать о принятом постановлении Губпрофсовета и губотдела труда: «8 Марта все женщины, работавшие как в государственных, так и в частных учреждениях и на предприятиях, освобождаются от работы на три часа раньше окончания с сохранением выплаты зарплаты. Женщины же, занятые работой в предприятиях общественного значения, связанные с непрерывностью работы, выплату за указанные часы получат в полуторном размере». 

«НА НАЛОГИ НАЛЕЧЬ ВСЕЙ ГРУДЬЮ!» 

В номере за 9 марта я искала репортаж о том, как прошло шествие раскрепощенных женщин по улице Республики. На фотографии С. Кардонского как раз запечатлен момент демонстрации 8 марта 1923 года. Но вместо праздничного репортажа, а работали тогда газетчики супероперативно, напечатана информация поважней: «Налоги – одно из мощных средств приведения в порядок нашей денежной системы, укрепления нашего рубля, восстановления всего нашего хозяйства. И на сбор их поэтому должно быть обращено самое серьезное внимание… Выполнение февральского задания по сбору всех прямых и косвенных налогов по Ялуторовскому уезду выражается в цифре 631859 (287 проц.), по Тюменскому – 599024 руб. (181,5) и Ишимскому (без Петухова) – 444647 р. (161,7 проц.), по Туринскому – только 84881 руб., то есть 75,5 проц. Это очень и очень мало. Нужно на налоги налечь всей грудью». 

«КРУЖЕЧНЫЙ СБОР И ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ» 

С 8-го по 15 марта по всей стране проводилась Неделя охраны материнства и детства. Конечно, не обошла она и Тюмень. Была организована широкая беспартийная женская конференция, на которой освещались вопросы охраны материнства и младенчества. «Для усиления материальных средств различными организациями устраивался ряд концертов, спектаклей с танцами, сбор с которых поступил в Фонд Охраны материнства и младенчества». В этот фонд все кинематографы в течение «Недели» отчисляли 50 процентов сбора, а синематограф «Красная звезда» за 11 марта отдал весь свой доход. На улицах, в учреждениях, кинотеатрах проводился кружечный сбор. Многие организации и учреждения пожертвовали как деньги, так и продукты, которые в значительных количествах стекались в Здравотдел. 

Яркую картину быта тюменцев рисуют также объявления и реклама. 

«Что читать? «Коммуна 1871 г. Луи Дюбрейль». Перевод Н. С. Тютчева. 272 стр.». 

«Тюм. Отделение Государственного банка производит за наличный расчет по цене дня непосредственный отпуск украинского сахарного песка количеством не менее мешка всем месткомам и завкомам. Управляющий М. Дементьев». 

«Такса на электроэнергию в марте 1923 г. Для абонентов по счетчикам кВт. 5 руб., без счетчиков – 5 руб. 45 коп.». 

«Доктор И. И. Туревский. Женские, внутренние болезни и акушерство. Прием ежедневно, кроме праздников, от 5 до 7 ч. веч. Первомайская, 17, быв. дом. Рабиновича». 

«Желаю купить цветок– хорошую комнатную пальму. Адрес в редакции». 

«Центральный рабочий кооператив. Центральный магазин (бывший «Пчела»). Всегда в продаже в большом выборе: мануфактура, галантерейные, бакалейные и скобяные товары (скобяные – это металлические товары, необходимые в строительстве, – Е. Д.) и свежий печеный хлеб. Мясная лавка имеет в продаже свежее мясо всех сортов, битую дичь и соленую рыбу». Словом, покушать в праздник 8 Марта было что… 

Остается добавить, что газета «Трудовой набат» хранится в госархиве Тюменской области, а фото С. Кардонского 1923 года предоставил один из тюменских коллекционеров. 

НА СНИМКЕ: 8 Марта 1923 года в Тюмени. 

 

Елена ДУБОВСКАЯ