Истории строки

Сколько раз от коренных тюменцев слышала ностальгическое: «Жаль, что снесли «Зарю». Красивая была гостиница». Смутно помню это розоватое здание на улице Первомайской, напротив автобусной остановки. Если бы знать, что через много лет буду писать об этой старой, можно сказать, исторической постройке, зашла бы да записала впечатления постояльцев.

Но шестое чувство дремало, и уже совсем я, было, сникла в поиске интересного сюжета, как вдруг архитектор-градостроитель Константин Стержантов обмолвился:     

– Представляешь, я жил в «Заре» два месяца! 

– !? 

– 20 августа 1991 года я, недавний выпускник Новосибирской архитектурной академии, приехал в Тюмень. С большим чемоданом пришел в городскую администрацию, – начал Константин увлекательный рассказ. – На ступеньках мэрии стояли автоматчики. «Ты кто такой?» – спрашивают, глядя на мою «подозрительную» ношу. «Я, – говорю, – прибыл по приглашению мэра Геннадия Райкова для разработки проекта реконструкции исторического центра Тюмени. А у вас, что тут случилось?». «Путч в стране», – отвечают. Рекомендовали мне поселиться в гостинице «Заря», куда я и устроился. 

– И каковы ваши впечатления? 

– Здание понравилось с первого взгляда. Выстроено в стиле конструктивизма, то есть использованы простые, лаконичные формы. Мода на этот стиль была в 30-е годы прошлого века. Пристрой по улице Володарского сделан в послевоенное время.

Особенно запомнился полукруглый эркер, в нем на лестничных маршах стояли два огромных зеркала. Они были в резных темных рамах. Зеркала по возрасту явно старше гостиницы, сейчас они, наверное, в краеведческом музее. Скрипучие полы, сверху брошенный невыразительного цвета линолеум – вот и весь дизайн. Маленькие комнатки, в номере имелся умывальник, удобства на этаже. 

И был неистребимый запах пельменей, который, казалось, въелся в подушки, одеяла, матрасы. Он витал везде. Какие вкусные на первом этаже гостиницы варили пельмени! Устоять было невозможно. Я хорошо поправился на этих пельменях. Приметил в гостинице взрослых котов и маленького котенка, они тоже при пельменной обосновались. Оказалось, в гостинице водились мыши! У меня в номере прижилась одна. Я положил в тумбочку кусочек сыра, мышка забежала, я захлопнул дверцу. Принес котенка и в тумбочку его подсадил. Жду. Ни звука. Открываю дверцу, вижу картину: сидят котенок и мышка нос к носу, друг на друга смотрят. Я долго хохотал. 

В дирекции «Регита» мне все подыскивали квартиру. Неделя, месяц, другой проходят... Я продлеваю срок проживания. Хорошая гостиница. Бюджетная. Расположена удобно: в самом центре, и в тоже время спрятана от городского шума, да и Тюмень была не такой автомобильной. Я каждый день уходил изучать старый город, работал над проектом реконструкции исторического центра Тюмени. Как-то возвращаюсь, меня окликает администратор: «Молодой человек, вы у нас уже два месяца живете. Вам пора жениться». 

Наконец мне дали квартиру, и я покинул гостеприимный дом.

Творческая работа Стержантова над проектом, получается, началась в «Заре». И весьма удачно. На Всероссийских фестивалях «Зодчество» проект реконструкции исторического центра Тюмени неоднократно был отмечен. Архитектор Стержантов получил высшую награду зодчих – «Золотую капитель». 

– Историей здания интересовались? – продолжаю расспрашивать собеседника.  

– Конечно. Наслышан был, что, по одной из версий, «Зарю» выложили из камней взорванного Благовещенского собора. Кинотеатр «Темп» тоже строили из этих же камней. Спорный вопрос.

– А мне попалась в газете «Красное знамя» за 1927 год заметка: «Из одного номера гостиницы «Заря» похищены в отсутствии постояльца гр. Михайлова А. П. принадлежащие ему вещи на сумму 238 р. По всей видимости, вор залез в открытую форточку. Граждане! Не будьте беспечными!». 

– Что ж актуально… Фактический материал всегда интересен. В годы войны в гостинице размещался эвакуационный госпиталь для бойцов Красной армии. Еще знаю, что в 1968 году в этом тюменском отеле на несколько дней останавливался Владимир Высоцкий. Он направлялся на съемки фильма «Хозяин тайги». Владимир Семенович поучаствовал в сборном концерте на стадионе «Центральный». 

– Удивительно, что Высоцкий в «Заре» останавливался. Гостиница не респектабельная, и, судя по рассказам старожилов, в 60-70-х годах ресторан в ней был обычный, без особого изыска, и недорогой, потому  в него ходили отобедать на рубль. Находился на первом этаже здания, был открыт для постояльцев и всех желающих. Еще в гостинице работала парикмахерская. 

– Когда я изучал город, думал Первомайская – улица гостевая. Еще одна должна быть гостиница. И точно. На улице Голицынской (ныне ул. Первомайской, 40) сто лет тому назад находились «Вокзальные меблированные комнаты». Хозяином их был Петр Георгиевич Крутиков. Кроме всего прочего, он имел магазин бакалейной и винной торговли. Этот господин по происхождению из крестьян Туринского уезда. Кстати, многие тюменские предприниматели той поры были выходцами из простолюдинов, но выбились «в люди», и довольно успешно зарабатывали барыши. Старинный дом пребывал в полуразрушенном состоянии, сейчас его восстановили, а вот «Заре» не повезло. Изрядно обветшавшее здание снесли. Собственник намеревался построить на этом месте многоэтажный отель. Был разработан эскизный проект, но с серьезными замечаниями. Прежде всего, не проработаны стоянки для транспорта. Потом случился дефолт, кризис. Замысел лопнул, как мыльный пузырь.

От «Зари» осталась лишь площадка, огороженная забором... 

НА СНИМКАХ: фото гостиницы «Заря»1990 года (из архива Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени); архитектор Константин Стержантов. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/