По данным налоговой службы, каждому десятому обеспеченному тюменцу нет и тридцати лет. Молодые реализуют себя в разных сферах. Успешно занимаются предпринимательством. Своими достижениями они поделились на втором молодёжном бизнес-форуме, который прошёл в Тюмени в конце марта. Начинающие предприниматели с большим интересом задавали вопросы и слушали советы своих ровесников, которые в бизнесе не первый день. Но и не так уж много лет.

«Найди идею!»

Ирина Иванова, генеральный директор ООО «Западно-Сибирский центр бронирования»:

– Я росла в семье предпринимателей, поэтому знала, чем буду заниматься, когда стану взрослой. А когда это время наступило, готова была трудиться по 24 часа в сутки, но сначала надо было найти качественную идею для своего бизнеса. «Промониторила» основные отрасли, приемлемые для предпринимательства.

Идея пришла, когда я работала в одном из частных банков. Часто выезжала в командировки, жила в гостиницах и обнаружила – организовать сервис я могу лучше. Имею в виду корпоративный сервис, касающийся деловых поездок. Как говорится, от «а» до «я». В Тюмени такой услуги не было. Это и стало идеей создания моей фирмы – центра бронирования. Составила бизнес-план (когда сегодня читаю его – смеюсь, ведь я теперь другая – успешная), обратилась в областной Фонд развития и поддержки предпринимательства. Деньги мне выделили – и я начала развивать идею. Оценивала её по своим внутренним критериям. Идея вдохновляла меня, я понимала, что претворяя её в жизнь, смогу реализовать свои творческие амбиции. Мне хотелось создать уникальную нишу. (Во франшизе, на мой взгляд, творчества нет, ведь человек покупает уже готовую идею, которую «сделал» кто-то другой). Однако важно «упиваясь» своей идеей, время от времени подвергать её внутренней ревизии. Тогда всё получится.

На этапе своего рождения, в январе 2011 года, «Западно-Сибирский центр бронирования» был очень маленькой компанией с двумя-тремя сотрудниками. Бронировали билеты и гостиницы. А в июне появился сервис – обслуживание въездных организаций и предприятий. Мы работали на чемпионате мира по дзюдо, который проходил в Тюмени, с иностранными делегациями… Билеты, визы, логистика, размещение в гостиницах – всё это взял на себя центр. В марте прошлого года занялись выездным корпоративным туризмом, обслуживаем делегации (от пятнадцати и более человек) предприятий, выезжающих за рубеж. Конечно, нам помогали международные компании, а контакты налаживали на московских выставках. Не стоим на месте, постоянно развиваемся. Когда какой-то сервис начинает функционировать, ищем новую нишу.

На что начинающему предпринимателю следует обратить внимание? Если вы путешественник – на услуги и сервис. В Тюмени огромное количество предприятий, которые в этом нуждаются. Если вы имеете хобби – сделайте его своим бизнесом. Если нет предпринимательского опыта – обратитесь к франчайзингу. Особенно в розничной торговле. Во-первых, вам предложат качественный бренд. Во-вторых, франчайзинговые предприятия более живучие. Можно попробовать себя в розничной торговле онлайн. Это безумно популярно сегодня, но здесь лучше работать с успешно функционирующими моделями. Возьмите на заметку оптовую торговлю, сотрудничество с мировыми брендами. Интереснейшая тема, которую начинающие предприниматели редко рассматривают. А ведь у нас в регионе для такой торговли есть уникальные товары – к примеру, дикоросы, которые можете поставлять за границу напрямую. Черпать идеи для бизнеса не стесняйтесь у представителей власти и действующих предпринимателей – они лучше видят рынок. Обратите внимание на ваши связи на вашем же предприятии. Возможно, вы сможете производить для него какой-то продукт. Идея может «валяться прямо под ногами» – не ленитесь «наклониться» и посмотреть. И вот идея найдена, но вас может остановить страх. Помните, что на другом полюсе – драйв. Это удивительное состояние, когда входишь в проект, пробуешь, рискуешь, веришь в свой успех, команду. Если вы готовы духовно и морально – то всё сделаете.

«Не бойся конкурсов!»

Владимир Кайда, генеральный директор ООО «Тюменский завод полимерных изделий»:

– Наше предприятие было организовано в 2009 году. И не где-нибудь, а на территории колонии № 4. Начинали с производства бахил, такие можно увидеть в любой поликлинике. Мы и сегодня их выпускаем. И развивали завод в более серьёзном направлении. Освоили переработку вторичного пластика. Сейчас изготавливаем полиэтиленовую плёнку для теплиц и упаковки стройматериалов, мебели и другой продукции. Сто тонн в месяц. В Тюменской области никто этого не делает. Серьёзные бизнесмены со стажем и кучей денег когда-то дали совет: «Идея, кажется, супер, но посмотри – если никто, кроме тебя, это не производит, не стоит и браться. Чудес не бывает». Уверен, на любом рынке можно найти своё место. И мы его нашли. Когда заходили со своей плёнкой, где-то взяли ценой, где-то рекламой, где-то маркетингом. Одному предприятию стали продавать плёнку по требуемым размерам, принеся ему внушительную экономию. Теперь это наш постоянный заказчик. Мне нравится, что я сегодня делаю. Захожу в цех – всё вертится-крутится. И это здорово!

Раньше со своей идеей приходил к взрослым дяденькам и слышал вопрос: «Мальчик, а сколько тебе лет?». Сейчас к нам другое отношение. Поддерживают. Понимают. Самое главное – верить и любить то, чем занимаешься. И не бояться участвовать в конкурсах, бороться за гранты. Они помогают идти к поставленной цели. В 2009 году я выиграл губернаторский грант в размере двух миллионов рублей. Начинающий предприниматель, сегодня известный в Тюмени маркетолог Илья Пискулин тогда тоже стал обладателем гранта. Была очень серьёзная комиссия с участием крутых тюменских бизнесменов во главе с заместителем губернатора. Потом надо было отчитываться каждый квартал «по полной программе». Мороки много. Но участвовать надо! В 2010 году признан лучшим молодым предпринимателем России в номинации «Успешный старт», победив в региональном и окружном конкурсах. В номинации «Социальный бизнес» «на России» тогда лидировала тюменка Марина Бакулина. Это дало нам бесплатный пиар, рекламу, так как о нас написали все газеты, рассказало телевидение. Это ещё один плюс в пользу начинающего предпринимателя. Так что в конкурсах участвовать надо! Не избегайте и деловых мероприятий, здесь предприниматели общаются друг с другом – появляются новые идеи и методы их реализации. Пользуйтесь поддержкой ассоциации молодых предпринимателей и регионального отделения «ОПОРА России».

Спрашиваете, что я сделал, чтобы выиграть свой первый грант? Секретов нет. К решению всех проблем надо подходить вдумчиво и в деталях, не сидеть на диване, а встать и идти работать. Два месяца я потратил на расчёт проекта. Предварительно договорился с площадкой, клиентами. Полгода понадобилось, чтобы привезти станки из Китая. И комиссия сказала: даём деньги парню, который хочет открыть производство на зоне. «Сидим» там уже три года.

Суть предпринимательства в каждодневном делании. Хандрите вы или заболели – не имеет значения. И в тяжелейшие периоды (а они у нас были!) на производстве надо уметь выстоять. Сегодня вот запускаем в одном из районов области мясоперерабатывающий цех. Илья Пискулин провёл для нас маркетинговые исследования. Идёт работа над новым сайтом нашей компании. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства готов нам помогать. Уже поддерживает, в областном бизнес-инкубаторе мы пользуемся офисом на льготных условиях. Но я мечтаю о промышленном бизнес-инкубаторе, то есть расположенном на промплощадке, с продукцией – от соков до панелей. Собираю команду единомышленников. Чем больше нас будет – тем больше вероятность открыть такой бизнес-инкубатор. Очень надеюсь на поддержку властей.