СОБЫТИЕ ДНЯ 

Он единственный, пополнивший муниципальный автопарк Тюмени. Вообще Ликинский завод изготовил два экземпляра, однако на дороги России пока запущен единственный, начальный оставлен для развода у машиностроителей. «Мосгортранс», напрочь отказавшись от городских «лайнеров» в газовом варианте, заказал 300 подвижных единиц на батареях. Наверное, попросят ещё. Но сначала в Первопрестольной рассмотрят результаты эксперимента в Западной Сибири. Пока что беседуем с хозяином новинки, водителем АО «ТПАТП-1» Романом Авраменко. 

– Марка отечественная: «ЛиАЗ-6274», а оборудование – аккумуляторные батареи вкупе с двигателем от германской компании Siemens. В плане вождения ничего нового – автобус как автобус. Меня что волнует: чтобы выдержала крыша, на которой и размещены аккумуляторы, чтобы не потекло с батарей в салон. Поди-ка, испытали прежде... 

Знатоки утверждают, мол, электромобили экономичнее дизельных собратьев более чем в три раз. Ну, насчет газомобилей тоже говорили почти так же. На деле экономии оказалось ноль. А вот в плане экологии машины на батареях впереди планеты всей, тут уж не отнять. 

Что скажет генеральный директор ПАТП-1 Александр Пискулин? 

– На Западе и в США электробусы распространены довольно широко, на них специализируются большие компании. А все равняются на Китай. 

В КНР дело поставлено так, что на электрозаправку автобуса требуется всего 10 секунд. Там у них в городах над каждым остановочным пунктом нависает кронштейн со штырем: «лайнер» подкатил – штырь мигом внедряется в разъем электробуса. Одной инъекции хватает на 5 километров пути. В Тюмени значительный интерес к электрозаправкам проявляет знакомая компания СУЭНКО. Её сотрудники даже подъехали на «парад», как и следовало ожидать, на электромобиле «Ниссан – ЕТМ2000». 

Энергетики, слышно, даже смонтировали в столице области 3 электрозаправочные станции. Пока что одной электрозаправки только что полученному электробусу хватает на 70 километров, затем один час уйдет на заправку – аккурат приходится на время обеда: пока экипаж принимает в столовой пищу, батареи электробуса успевают заглотить положенную порцию тока. Надо бы перенять китайский опыт насчет десяти секунд. Пока все идет к тому, что СУЭНКО начнет расширять сеть. 

Многое зависит от цены вопроса. С первого захода автору не удалось узнать цену ноу-хау. Для сравнения: фирма «Еко Моторс» электробусы Higer Qvazar 8, аналогичные нашим, распространяет по России по цене 21 млн 350 тыс. рублей. Мне кажется, что завод из Подмосковья предоставит Тюмени отменный бонус. По последнему договору о поставках 160 автобусов осталось получить 41 машину – придут в январе. Отметим, жители Тюмени обслуживаются исключительно новыми автобусами, не старше четырех лет. 

...Первыми на электробусе проехались депутаты городской Думы и мои пишущие братья и сестры. Все желающие могут прокатиться на этих днях. Электробус прописан на экспресс-маршруте до международного аэропорта Рощино. 

НА СНИМКЕ: водитель электробуса Роман Авраменко доволен новым авто. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/