ПРЕСС-ОБЗОР

Откровение: «Закончив мединститут, я стал бояться врачей, особенно сокурсников». Похоже, имеется в виду не очень хороший мединститут. А вообще, есть ли на планете таковой? Журнал «Forbes» составил список лучших высших учебных заведений мира. Медицинских учебных заведений в нем нет. 

Но информационное агентство URA.RU обнаружило в топ-100 вузов заведения из УрФО – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Ельцина (54-е место) и Тюменский индустриальный университет (76-е место). Здесь же и наши ближайшие соседи – Южно-Уральский государственный университет (81-е место) и Пермский национальный исследовательский политехнический университет (56-е место). 

Рейтинг учебных заведений формировался из трех составляющих: качество образования и выпускников, а также „элитность“ вуза и количество выпускников- предпринимателей. 

Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС), Московский государственный ин- ститут международных отношений (МГИМО) и Московский физико-технический институт (МФТИ) признаны лучшими университетами России. 

МФТИ окончил курский паренек Павел Климкин. Затем устроился в киевский НИИ электросварки имени Е. Патона. В русле науки у молодого специалиста дело не сложилось. И новоявленный парубок Паша двинул в дипломатию. Здесь-то у него и снесло крышу – так утверждают многие отечественные издания. Новый президент и верховный главнокомандующий Украины Владимир Зеленский захотел было избавиться от помешанного министра иностранных дел – увы, пока не получается. И вообще властные структуры «незалежной» по образу действий смахивают на клоунаду. Во всех СМИ гуляет идиома: «Киев слетел с катушек». По этому поводу вспомнился анекдот. 

В сумасшедшем доме проходит чтение пьесы. По окончании слушателям предлагается высказаться. Один встает и говорит: «Мне пьеса понравилась. Но чересчур много действующих лиц». Тут заходит санитар: «Эй, психи, кто взял телефонную книгу?!». 

Пациенты психушки, как видите, – тихие, интеллигентные люди. А как на днях вели себя депутаты Украины при восстановлении всех прав парламентариев России в ПАСЕ? Кричали, топали, орали, закатывали истерику, крыли матом – буйные помешанные ведут себя гуманнее. Особо выделялся Борислав Бляхер под псевдонимом Береза. В миру гражданин Израиля. Гей. И просто мошенник. Еще четыре года назад прокуратура «незалежной» установила: диплом с отличием серии ЛТ ВЕ № 503758 от 30 июня 2000 года об окончании Бляхером Киевского национального экономического университета – самая настоящая «липа», то есть довольно грубая подделка. 

О факте поведал в свежем, июньском, номере аналитический журнал «Контрольный выстрел». А ничего, псих без образования продолжает в Верховной Раде кричать, орать, крыть матом. 

Мы не станем особо останавливаться на украинской образовательной программе. Из обязательной части предложено убрать физику, химию, биологию, географию, сократить курс математики. Толстого с Достоевским в школах давно уже не проходят. Каждый по-своему сходит с ума. Пока предлагаю поговорить об образовании в родном Отечестве. 

Еженедельник «Мир новостей» рассказывает об одном весьма интересном исследовании. В ходе него было проанализировано 286 тыс. работ по математике учеников 5–9-х классов из 62 регионов России. Участвовали 12,9 тыс. школ страны, или почти каждая третья. 

Выяснилось, например, что 65% пятиклассников испытывают проблемы с простейшими арифметическими действиями – сложением, вычитанием, умножением и делением. 62% пятиклассников не смогли поделить числа с остатком. В 6-м классе 57% детей не справились с дробями, а 44% не смогли округлить числа. В 7-м классе не умеют решать задачи с дробями 45% учащихся. В 9-м классе 55% не могут преобразовывать выражения с корнями, а 75% не справляются с решением системы двух уравнений. 

Так, может, у нас теперь все стали гуманитариями? Нет. Оказалось, что у двоечников по математике и с русским языком проблемы. Те ученики, которые по математике никак не освоят умножение и деление, по русскому языку не умеют выделять в словах корни. 

Выяснилось также, что число часов, отводимое на предмет, никак не сказывается на знаниях: в школах, где на математику отводится 5-6 часов в неделю, знают ее примерно так же, как в тех школах, где этот предмет изучают 3-4 часа. 

В чем причина? По одной из версий, проблема в том, что россияне разучились читать. Согласно проведенным ранее исследованиям, даже среди взрослого населения каждый четвертый не может полностью понять смысл прочитанного, то есть не владеет функциональным (осознанным) чтением. Этой четверти населения доступно лишь «неглубокое чтение», когда человек на основе прочитанного не умеет выстраивать причинно-следственные связи и решать когнитивные задачи». 

Чего уж, уровень образования в стране упал и, похоже, продолжает падать. Я, автор этих строк, предложил доброму десятку сотрудников одного производственного управления технического свойства задачу из программы 2-го класса гимназии 19-го века. (Вычитал из рассказа А. Чехова под заголовком «Репетитор»). Итак, что имеем: “Купец купил 138 аршинов черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное – 3 рубля? “ Все. Проще пареной репы. 

Ни один не справился. Хотя все они когда-то сдавали экзамен по высшей математике. Купец из рассказа решил задачу в уме, пользуясь деревянными счетами. Читатель, коль считаешь себя умным, возьмись за упражнение! За правильным ответом можно обратиться в редакцию «Тюменской правды». 

Качество образования, ясен перец, во многом зависит от педагогов, в конечном счете – от качества их образования. Такой замысловатый круг. На заданную тему ведет рассказ газета «Московский комсомолец»: «На сегодняшний день у нас очень мало людей, которые идут в профессию после вузов. Только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходит непосредственно до школьного класса. Молодые учителя просто боятся идти в школу! В итоге 39% наших учителей старше 50 лет. 

Что же происходит? Региональные власти регулярно отчитываются о повышении учительских зарплат. Конкурс в педвузы, а значит, и качество абитуры, неуклонно растет. Образовательные программы для будущих педагогов совершенствуются с учетом потребностей сегодняшнего дня. А специалисты, столь нужные нашему обществу, исчезают в некой черной дыре, караулящей их на подходе к школе». 

У «Учительской газеты» свой взгляд на проблему: «Сегодня не только многие руководители колледжей и вузов, но и сами студенты переживают из-за того, что у нас в стране нет распределения выпускников. Все они почему-то абсолютно уверены, что если человек получил в образовательной организации профессиональные навыки, это должно гарантировать ему как трудоустройство, так и долгие годы успешной работы по специальности. На самом деле, в современных условиях все меняется очень быстро, и надо уметь быть готовым к тому, что придется в оперативном порядке менять сферу занятости, профессию, место жительства и так далее. Это не происходит по чьей-то злой воле, это объективная ситуация, сложившаяся на рынке труда. За те 4–5 лет, пока человек учится в университете, очень многое успевает измениться, появляются новые профессии, новые требования, новые места. Поэтому главное условие успешности для современного человека – активная самостоятельность, способность рассчитывать на свои силы и уметь выстраивать траекторию собственного развития». 

Как раньше говорилось, «сытое брюхо к учению глухо». Но совсем без средств существования развиваться трудновато. Газета «Коммерсантъ» вклинивается в разговор: «На прошедших в начале этой недели слушаниях Госдума заявила, что регионы при расчете зарплаты учителей должны соблюдать пропорцию: "базовая ставка учителя – это 70 процентов средней заработной платы по экономике региона". Базовая зарплата должна быть обязательно прописана в договоре. Как объяснила министр, остальные 30 процентов зарплаты учителя должны составлять стимулирующие выплаты – за внеурочную работу: клас- сное руководство, дополнительные уроки. 

По данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой, «сейчас Минтруд и Минпросвещения ведут работу над определением фиксированной ставки для учителей и минимального оклада». 

Оклады, прочий социальный пакет – основа нашего бытия в этом мире. А вот без здоровья нельзя никак. Оказывается, без болезней можно дожить до 100 лет. В виде пролога такая информация от газеты «Красная звезда»: «Российская военно-медицинская академия готовит военных врачей для сухопутных и ракетных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота. На днях на торжественном марше печатали шаг юные лейтенанты медицинской службы. Среди них 40 золотых медалистов». 

«Военно-медицинская академия не только кузница кадров, но и исследовательский центр, – добавляет новостной портал INFOX. ru. – Здесь на базе военных госпиталей и лечебных учреждений Министерства обороны многого достигли в плане биорегуляции – именно наработки военных врачей легли в основу создания новой науки. Военным врачам удалось получить десятки пептидных препаратов, которые получили название «цитамины». Для каждого органа подходит специфический набор пептидов – на сегодняшний день их создано 16 для разных органов и систем». 

Публикация поучительная и весьма объемная, а посему предлагаем только резулятивную часть: «Заметьте, что на наших глазах фраза «жили они долго и счастливо» перестает быть символом сказки, и уже на нашем веку мы, скорее всего, сможем отодвинуть старение, а помочь в этом нам смогут разработки отечественных ученых – цитамины. 

Следует понимать, что цитамины – это, к сожалению, не вечная молодость, нет. Таких препаратов мы еще не придумали. Но приостановить старение, замедлить увядание организма, продлить годы активного наслаждения жизнью – вот это все цитаминам под силу!» 

В свою очередь «Литературная газета» тоже подсоединяется к повестке дня: «Жизнь – это цирк, в котором каждый исполняет свой смертельный номер». 

Поживем еще здорово и весело. Как уже говорилось, до 100 лет без болезней. Счастья нашим читателям! И удач! 

Юрий МАШИНОВ 

Евгений КРАН /рис./