СОБЫТИЕ

Черное золото было и остается главным российским богатством. Вопреки чехарде нефтяных котировок на мировом рынке, нефть по-прежнему – это наше все! Только не спешит Сибирь распахивать свои кладовые. Как скупой рыцарь, косит из глубины болот хитрым глазом: «Попробуй, отними!».

До недавнего времени большая часть подземных сокровищ была недоступна из-за слабой развитости логистической инфраструктуры. Ведь транспортировка нефти не менее сложна, чем ее поиск и добыча. Все изменилось со строительством современных нефтяных магистралей. 

Сразу два уникальных нефтепровода – Заполярье – Пурпе в Ямало-Ненецком автономном округе и Куюмба – Тайшет в Красноярском крае – были введены в эксплуатацию в этом году. Их строительство несколько лет вела компания «Транснефть». 

По случаю успешного завершения инвестиционных проектов состоялось торжественное мероприятие. Поздравить нефтепроводчиков в Тюмень прилетел президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев. Он вручил корпоративные награды участникам строительства. Среди награжденных как работники системы «Транснефть», так и подрядных организаций: инженеры, трубопроводчики, машинисты насосных установок, водители, сварщики, монтажники, операторы буровых комплексов, руководители подразделений, бухгалтеры, айтишники... 

Работу «Транснефти» высоко оценил президент России Владимир Путин. Он принял участие в процедуре пуска нефтепроводов в режиме видеосвязи 18 января этого года. Глава государства отметил, что завершение столь сложных промышленных объектов существенно расширит возможности нефтегазовой отрасли России. 

– Это принесет ощутимую пользу всей российской экономике и, что очень важно, будет способствовать дальнейшему развитию регионов РФ, – сказал Владимир Путин. 

Президент России подчеркнул, что, учитывая растущие потребности российской и мировой экономики в энергетических ресурсах, в частности, в углеводородном сырье, решение о строительстве новых нефтепроводов «Транснефти» было своевременным. 

Участники встречи смогли еще раз (в записи) увидеть церемонию пуска уникальных нефтепроводов и пережить волнующие минуты. 

Более полувека назад так же торжественно был дан старт первому в Западной Сибири нефтепроводу Шаим–Тюмень, который навсегда вошел в анналы истории нашей страны. С тех пор кардинально поменялись технологии прокладки трубопроводов, но неизменно суровыми остались тайга, тундра, вечная мерзлота. По-прежнему северный край предъявляет людям, приехавшим сюда работать, особые требования. Не зря нефтепроводы Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет сравнивают со знаменитыми стройками века. 

– Последние несколько лет эти два участка по сути были передовой линией нашего производственного фронта, – подчеркнул президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев. – Здесь сосредоточили весь свой потенциал многотысячные коллективы «Транснефти» и подрядных организаций. Общими усилиями мы сделали большое дело. Благодаря вводу этих проектов нефтяники получили возможность осваивать богатейшие нефтеносные регионы. 

Работа велась в сложных природно-климатических условиях, напомнил президент компании, поэтому в ходе строительства применялись принципиально новые технические и технологические решения. К примеру, чтобы снизить негативное воздействие на вечномерзлые грунты, часть труб, «одетых» в тепловую изоляцию, проложили над землей. В мире есть лишь два примера надземной прокладки нефтепроводов – Ванкорский и Транс-Аляскинский. За внедрение нестандартных инженерно-технических решений группа специалистов «Транснефти» удостоилась премии Правительства РФ. Более двух десятков разработок защищены международными патентами. 

Трубопроводная система Заполярье – Пурпе – Самотлор призвана обеспечить прием в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» нефти месторождений районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края для дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации и на экспорт. Общая протяженность магистрали составляет около тысячи километров. Пропускная способность станции Ямал – 45 млн тонн нефти в год. 

Много это или мало? Если всю нефть, что за год способен перекачать трубопровод, разлить по железнодорожным цистернам, их получится аж 803,5 тысячи штук! Состав из такого количества вагонов занял бы всю транссибирскую магистраль от Москвы до Владивостока. 

Магистральный нефтепровод Куюмба – Тайшет примет нефть новых месторождений Красноярского края – Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского. Его мощность почти 15 млн тонн в год. Тоже впечатляет! 

Ежегодно оба проекта будут приносить в бюджет страны 4,5 млрд рублей. Уже сегодня налоговые отчисления от «нефтянки» позволяют успешно реализовывать многие социальные программы: строить жилье, дороги, объекты соцкультбыта. 

Коллектив «Транснефти» поздравил с завершением грандиозных проектов губернатор Тюменской области Владимир Якушев и вручил специалистам АО «Транснефть–Сибирь» почетные грамоты и благодарности. 

– Вести строительство в сложных условиях Крайнего Севера очень непросто. Прожив 20 лет на Ямале и зная, как строятся трубопроводы, прекрасно понимаю, какой это огромный труд. Проекты, которые вы успешно завершили, будут работать на экономику России. Спасибо всем специалистам. Моя особая благодарность ветеранам предприятия. Вы стояли у истоков создания «Транснефти», воспитали не одно поколение специалистов. Сегодня они достойно держат ту высокую планку, которую вы когда-то подняли, – сказал глава региона. 

Многие жители Тюменской области работают в системе «Транснефти», участвуют в строительстве объектов, которое ведет компания. Поэтому «Транснефть» для нашей территории, по словам губернатора, очень важный работодатель, налогоплательщик и надежный социальный партнер. 

НА СНИМКЕ: Николай Токарев вручает поздравительный адрес генеральному директору АО «Транснефть–Сибирь» Виктору Бронникову. 

Ольга РАДУТНАЯ 

Пресс-служба АО «Транснефть–Сибирь» /фото/