ИСТОРИИ СТРОКИ 

Если по Тюмени ходить пешком, то всенепременно, уверяю вас, можно встреть знакомых, с которыми давненько не виделись и к которым собираетесь наведаться уже много лет. Да все какие-то неотложные дела случаются. Тем и радостнее встреча. 

Вот иду я намедни возле торгового заведения, на первом этаже которого в советское время был магазин «Океан», и встречается мне известная художница Ольга Трофимова. 

– Привет! – улыбается. И я в ответ: 

– Доброго дня! 

В последний раз виделись в театре кукол на премьере «Барышня-крестьянка». Художники Ольга Трофимова и Сергей Перепелкин выполнили к спектаклю удивительной красоты и глубокого смысла декорации. Постановка имела немалый успех. Ольга придумала костюмы – глаз не оторвешь. Смотрю на барышню Трофимову и думаю: это же генная память живет в человеке! Ольга Федоровна – родственница известного купца Вяткина. Дом его стоял как раз на месте, где вот так неожиданно мы встретились. 

– Родство у нас такое: мой прадедушка родной брат купцу Вяткину, – пояснила Ольга. – По происхождению является выходцем из крестьян. Для родословной 200 лет «прокопали» – нет у нас в роду дворян (смеется). Торговали в магазине кожевенными изделиями. В 1911 году дела Матвея Антоновича пошатнулись, он разорился. 

– Вяткин был гласным городской Думы, благотворителем (это я из архивных материалов узнала, – замечаю Ольге. Она кивает). 

– Дела давно минувших лет… 

БЛАГОДУШЕСТВУЕТ ТЮМЕНЕЦ 

Рядом с магазином купца I гильдии Матвея Антоновича Вяткина стояли старинные здания, «обладающие приятным видом и общественной надобностью». В магазине Шитоева продавали хрусталь, фарфор, фаянс и лампы. На старинных фотографиях можно разглядеть и дом Шитоева, и магазин Вяткина. Вывеска над входом в торговое заведение броская, крупными буквами значится фамилия хозяина. 

После в здании размещалась ресторация, в советские годы – столовая, затем – известный в городе ресторан «Сибирь». 

Убранство в «Сибири» было простое: столы, покрытые белыми скатертями, меню обыкновенное. Мужчины заказывали кружку пива или рюмочку водки, нехитрую закуску. Выпьют для храбрости и вперед – на танцы в горсад. Другая часть публики, у которой кошелек толще, ужинала в ресторане. Официанту заказывала блюда, музыкантам из оркестра – любимые песни. 

В общем веселье, только совсем не то, что в бытность богатых купцов. Писатель XIX века Николай Ядринцев описывает колоритную картину: 

«Сидите вы на постоялом дворе, пьете чай с маслеными пирогами и смотрите на пустую улицу. Входит к вам хозяин и приглашает к себе чаю накушаться. 

– Скучно, – думаете вы, – разве в самом деле сходить? 

– Являетесь, пьете чай под влиянием беседы внимательного хозяина и хотите уже откланяться, как вдруг является громадный поднос закуски. 

– Семен Семеныч, закусь, икорки-с, паюсной, сырку-с, селедочки-с, выпить…– предлагает хозяин. 

– Да нет, я право, тово… 

– Полноте, Семен Семеныч, вот хереску. 

Подоспеют гости, закуска затягивается. Усаживают вас в карты. 

– По маленькой, – юлит около вас хозяин. Вы садитесь и оказываетесь в немаленьком выигрыше…. 

– Господа, едем! – кричат голоса. 

Едут. Берут и вас. Вот вы где-то очутились: музыка гремит, щелкают пробки, кто-то пляшет. 

…Стоят, бывало, столы, а на них бумажки и золото. В двери вино уже не бутылками, а ящиками таскают… Музыка так и закатывает… 

– Вали! Кати забористей! – орут тузы. Да на пол горстью золото со стола и полыснут музыкантам или возьмут да удерут...». 

Как сыр в масле катается тюленец (так в фельетоне автор называет тюменца), благоденствует тюленец и благодушествует. «Да, читатель, живет, да и долго проживет!». 

КУХНЯ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ОПЫТНОГО ПОВАРА 

Ресторан, ресторация – звучит хорошо, русский аналог слова – трактир, тоже недурственно. Посетителями этих заведений были представители высших слоев общества – купцы со своими семействами (простой люд шел в кабак). Считалось дурным тоном, если дама появлялась в трактире одна, без спутника. 

Писатель Николай Телешов, побывавший в Тюмени в 1894 году, оставил о прошлом укладе жизни горожан свидетельство: «…местное купечество до такой крайности «степенно», что не только не зайдет в ресторан пообедать, но даже мимо гостиницы норовит пройти по другой стороне». 

Оформляли тюменские трактиры по подобию столичных. В интерьере в обязательном порядке находились: 1) портрет царя Николая II. 2) иконы с лампадой («Господь Вседержитель», «Богоматерь Неупиваемая чаша», «Николай Чудотворец», «Параскева Пятница». 3) музыкальный механический инструмент – оркестрион, полифон, граммофон. 4) набор пластинок. 5) посуда – столовая, чайная, наборы для питья алкогольных напитков. 6) мебель – буфет, поставцы, диваны, столы разных размеров, стулья, зеркала. 7) пианино. 8) пальмы в деревянных бочках. 9) картины, преимущественно пейзажи и жанровые сценки. 10) портреты в стиле и гамме с мебельной обивкой. 11) самовары разной формы и величины. 

Ставили аквариум, в котором плавала стерлядка. На какую рыбину укажет пальцем купец, из той и приготовят деликатесное блюдо. 

Жаль, снесли ресторан «Сибирь». Очевидцы рассказывают, что было трудно убрать купеческую постройку, настолько крепки оказались стены. Не хотели сдаваться и соседние дома, но под бульдозер пошла красота. 

Анатолий Николаевич Отраднов, автор проекта дома с магазином «Океан» сожалеет: 

– Не о том тогда думали. Нефть, газ… По тем временам, этот дом считался элитным. Кто сейчас в это поверит? Убрали старину, не вернешь… 

На участке Дзержинского/Республики находилась Свято- Троицкая единоверческая (старообрядческая) церковь. Тоже какая красавица! Ее заложили 23 мая 1844 года, окончательно построили в 1850-м. Через семь лет построили каменную часовенку для продажи свечей. В 1920-х годах в храме устроили хлебозавод. Сейчас на месте церкви стоит пятиэтажка, на первом этаже которой в 80-е годы размещался магазин «Золотой ключик». Обычная типовая постройка вместо архитектурного шедевра прошлого… 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 

А вот старинное здание склада, что напротив «Океана», удалось спасти. Его уже готовили под снос, так как здание не считалось памятником, да вмешались устроители коммерческого трактира (Склад № 1). 

Кому же этот склад принадлежал в царское время? Открываю дверь, на красиво оформленном стенде вся информация, как на блюдечке. Здание построено в середине 1880-х годов купцом I гильдии Степаном Васильевичем Колмаковым. Пользовались складом сами хозяева и «квартиранты» – фирма Колокольниковых. В 1938 году усадьбу Колмаковых передали амбулатории №3 гор- здравотдела (затем поликлинике №3). Склад оставался складом… 

В начале XX века редкий тип постройки, казалось, доживает свой век. Но не тут-то было! За дело взялись мастера: отреставрировали металлические старинные ставни, залечили глубокие раны на стенах, вдохнули в дом жизнь и теперь он выглядит даже лучше, чем век назад. Это единственное в Тюмени неокрашенное кирпичное здание, при восстановлении которого использованы исконные материалы. Здесь нет имитации под старину, все здесь подлинное, настоящее. 

На стене замечаю оригинал «Московских Ведомостей» за 1829 год. Прильнула к странице объявлений: «Во французском театре, в воскресенье, 22 декабря, не в счет абонемента, представлен будет: механический человек или Шарлатан, водевиль соч. Бразьра, игранный в Париже на театре де Варьете. Начало в 7 часов. Цена местам: ложа в бель-этаже – 20 руб., во втором этаже – 10 руб. Бенуары – 15, купоны в ложах – 3, креслы – 5». А вот и номер первой общерусской политической нелегальной газеты «Искра» за 1905 год! Наверное, каждый со школьной скамьи знает, что вождь пролетариата Ленин организовал эту газету. Но одно дело читать о том и совсем другое – видеть собственными глазами не копию, а подлинник. 

Здесь можно найти фотографии старой Тюмени, деловые бумаги горожан, живших в XIX – начале XX века, карты Тюмени 1917-го, 1937 годов. Имеются в залах прядильный станок, весы- безмены, комод. В рабочем состоянии кассовый аппарат, коим пользовались купцы, телефон. Из разных бутылочек, скляночек, коробочек, которым более ста лет, устроен бар. 

В общем – настоящий музей… 

НА СНИМКАХ: красивые дома стояли на месте нынешнего здания «Океан»; спасенный склад купцов Колмаковых. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/