Когда потребуют показать содержимое сумки или карманов, помните, что это тоже незаконно. Если вы сами не захотите, то обшаривать вас никто не имеет права. Досмотр могут провести только сотрудники полиции в присутствии двух понятых. Для вызова наряда потребуется веское основание, сигнал охранной рамки, например, или запись видеокамеры.

Иногда кассиры идут на махинации. Скажем, товар не пробили, а вас обвинили в воровстве. Деньги по стоимости или товар сотрудники супермаркета обратно не берут, а требуют оплатить так называемый «штраф». Ничего не платите, а сами вызывайте полицию!

Вообще, твёрдо-натвердо заучите всем известную «тягомотину»: чеки и сдачу проверяйте, не отходя от кассы! Будьте особо бдительны, когда набираете много разного товара. В таких случаях вам могут впарить то, чего вы и не собирались брать, или же отчекают один и тот же продукт дважды. Не обращайте внимания на ссылки кассира типа: что вы задерживаете очередь! Да и на стоящих позади вас в очереди не реагируйте, а вызывайте администратора и требуйте возврата денег! Чаще всего такие обманы происходят, когда перед недобропорядочным кассиром плохо видящий или явно рассеянный человек, или во время пробивки товаров отвлекающийся на витрины либо на детей.

Приемы нечестного маркетинга я часто встречал в тюменских магазинах разных торговых сетей. Самый распространенный из них – когда на прилавке стоит, например, ценник «Молоко – 29 р.», а на кассе появляется сумма 36 рублей. Обратитесь к кассиру или администратору, вам обязаны вернуть разницу, даже если ценник просто не успели заменить, а товар действительно подорожал (Ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Некоторые магазины умышленно расставляют стойки с продуктами такими лабиринтами, что ни проехать ни пройти, устраивают «тупики». В узких проходах случается, что покупатель задевает что-либо на полке. Если банка или бутылка разбились, а вы не виноваты (из-за тесноты), платить не нужно! Настаивают на оплате? Вызывайте полицию, пишите заявление, тогда сотрудники магазина будут доказывать вашу вину в суде.

Кто-то скажет, мол, нет смысла из-за копеек волокититься. Не соглашусь только по той причине, что чем больше покупателей станет препятствовать обману со стороны продавцов, тем меньше будет спекуляций. Кроме того, нынешние работники, особенно крупных торговых центров, получают приличные зарплаты, и терять честь фирмы им никак нельзя! К сожалению, об этом помнят не все.

И ещё. Не забывайте, что срок годности, срок хранения и срок реализации – разные понятия. На этот счет приведу еще один хитрый ход ушлых маркетологов. Зачастую на одной полке лежат два одинаковых продукта. Только один произведен два дня назад, а у другого завтра истекает срок годности. Поэтому проверять срок годности нужно на каждой пачке масла, а не хватать сразу пять, посмотрев лишь на одну.

Помимо срока годности, на этикетке могут быть другие даты: срок хранения и срок реализации. Многие думают, что отличия между ними нет. А они серьезные. Если у продукта истек срок годности, ему место в мусорном ведре. Съев его, вы рискуете отравиться. Если истек срок хранения, значит, качество продукта изменилось: он мог загустеть, изменить цвет, в нем мог образоваться осадок. Такой продукт для здоровья может быть безвреден, но и пользы от него никакой.