Главным событием фестиваля, пятнадцатого по счету, стала, конечно же, основная выставка-конкурс в Тюменском музее изобразительных искусств. Работы сгруппированы в шесть разделов: “Средовой дизайн”, “Индустриальный дизайн”, “Коммуникативный дизайн”, “Дизайн-педагогика”, “Дизайн костюма”, “Живопись и графика”, в каждом разделе три номинации – “Лучшая идея года”, “Лучшая воплощенная работа года”, “Лучшая студенческая работа года”. Помимо российских участников (от Москвы до Благовещинска), на конкурс прислали свои творения дизайнеры из казахстанского Усть-Каменогорска и студенты из болгарского Пловдива.

Отличительной чертой тюменского дизайна всегда была художественность – умение работать с цветом, стильная графика. “Сейчас это уже не так заметно, потому что за десять-двенадцать лет, пока мы проводим фестивали и показываем наши работы на международных конкурсах, многие школы это усвоили”, – объясняет Вершинин. В нынешнем году организаторы фестиваля решились на экстремальный микс: “Мы попробовали показать индустриальный дизайн вперемешку с живописью и рисунком”. Получилось вполне гармонично. Главная изюминка “индустриального” раздела – автомобили будущего. И не вольные фантазии, а реальные проекты – совместные разработки Уральской государственной архитектурно-строительной академии и АвтоВАЗа. Кстати, один из авторов проекта “Концепт седана “Лада-2020”, получивший гран-при в номинации “Лучшая идея”, – уроженец нашего города Константин Крюков.

Тюменцы традиционно сильны графикой, полиграфией, активно работают в интерьерном и средовом дизайне (о чем говорит немалое количество реализованных проектов). И не забывают о “чистом искусстве”. В рамках фестиваля открылись две персональные вы-ставки тюменских дизайнеров. Экспозицию под названием “Новая тема” составляют живописные и графические работы Михаила Гардубея. Он – практикующий дизайнер, не один десяток лет преподает в колледже искусств. Но, прежде всего, остается художником. Именно в этом качестве он, выпускник Ужгородского училища искусств, в конце шестидесятых годов приехал в Тюмень...

На самом деле “Новая тема” не так уж и нова: к родным закарпатским мотивам Михаил Михайлович обращался не раз. Но в по-следние годы видения украинской природы, более яркой и богатой, чем тюменская, картины народного быта, колоритные персонажи фольклора и национальной литературы наполняют его работы, как салют карнавальные небеса. Сочные, глубокие краски, лихой казацкий разгул, пышнотелые красавицы, атмосфера сказки, чуда, романтики – в сочетании с образами и сюжетами мировой культуры. Любимый литературный персонаж мастера, Дон Кихот, отлично ладит с чубатыми мужиками в шароварах. Более того, между ними чувствуется душевная общность... Откуда у хлопца испанская грусть?

“Часто думаю: что я делаю, зачем? Это же нерентабельно, – рассуждает художник. – Но потом все равно прихожу в мастерскую, что-то осмысливаю, перерабатываю, что-то новое в голову приходит. Я понял, что без этого не могу. Это мое очищение. Все положительное и отрицательное я выношу на холсты, на листы…”

Для дизайнера Александра Прудникова персональная выставка – событие экстраординарное. Хуже потопа и пожара. Его обычные “экспозиции” – это интерьеры тюменских офисов, кафе, спортивных сооружений, домов и квартир. Весной, оказавшись в биатлонном центре “Жемчужина Сибири”, я еще не знала, что “нутро” спорткомплекса оформлял Прудников. Чувствовалась рука мастера – единство и оригинальность стилевого решения, яркие, оптимистичные цвета, оригинальные формы, запоминающиеся детали. Прудников вместе с командой из четырех дизайнеров постарался создать солнечный интерьер, в котором можно обогреться, не забывая при этом, что вокруг – царство зимнего спорта.

Однако интерьер – это всегда компромисс. Поэтому самые непосредственные творческие порывы Александр Викторович реализует в графике. Его лучшие рисунки и плакаты становились “хитами” многих дизайнерских выставок. Вспомним хотя бы “Наградной табурет для любования”, “Fish/Рыба”, “Хреново!” Живописные полотна созданы в период повторного ученичества – в конце девяностых выпускник колледжа искусств, опытный дизайнер, вернулся в альма-матер за высшим образованием. Занимался, кстати, у Михаила Гардубея… Ну и, конечно, что за дизайн без провокации? У входа на выставку Прудникова “Игра в предлагаемых обстоятельствах” зрителей встречает “голая правда”, как выразился Геннадий Вершинин, а именно: сам автор в образе витрувианского человека Леонардо да Винчи.

Между тем фестиваль дизайна продолжается. Позади награждение победителей конкурса, модные показы, встречи с известными мастерами, среди которых директор Государственного музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина и саунд-дизайнер Василий Филатов, озвучивший больше ста фильмов. Впереди мастер-классы от профессоров института искусств СпбГУ, методический семинар, круглый стол, выставка студенческих работ и, что самое интересное, приезд Елены Китаевой, в прошлом главного дизайнера канала “НТВ”, сейчас канала “Культура”, автора многих самобытных телепроектов.